Выпуски журнала

Интегральное боевое искусство

Опубликовано: 2020-01-28 19:30:30

Когда человек первый раз решил "начистить" физиономию своему собрату? И была ли это физиономия или клыкастая морда "брата его меньшего" (вот бы удивился наш предок такому определению, к примеру, пещерного медведя. Даже, пожалуй, оскорбился бы принижению его победы над столь огромным зверем. А нам с нашим техническим арсеналом, естественно, все кажется проще, да и взгляд издалека, как известно, уменьшает проекцию). Раз уж разговор зашел о "клыкастых мордах", то скорее всего такая необходимость возникла очень-очень давно, когда кулак и дубина служили самым веским аргументом выяснения отношений. Мир был прост, просты были и средства разрешения проблем, возникающих между собратьями: кулаком, ногой, голову свернуть для верности, да еще о валун с размаху припечатать то, что осталось от предыдущих действий.


Так или иначе, на свет появилась техника рукопашного боя, или шире - боевое искусство. Осмысление этого пришло, естественно, позже. Нормально для людей: сначала делаем, потом думаем.


В наше цивилизованное время можно начистить физиономию с помощью бокса, или как там в китайских фильмах: "Сейчас я тебе покажу настоящее кунг-фу голубого дракона". Наши предки таких премудростей не знали, зато были раскрепощеннее и естественнее нас. Если ситуация того требовала, они особо не задумываясь пускали в ход ноги и кулаки, хватали и били, прыгали и бросали.


Прошли века, и мы, "мудрые потомки", изобрели огромное количество стилей и школ, но любая Школа рождается только тогда, когда появляются рамки, ограничивающие ее технику. Со временем таких рамок становится все больше и больше. Импульс, который вкладывал в технику мастер-основатель иссякает, зато появляются ученики, с удовольствием развивающие и совершенствующие условности и ограничения, в результате чего стиль начинает походить на мумию в золотом саркофаге, где роль саркофага играют ограничения и условности, а мумия - это все, что осталось от боевой (в прошлом) техники. В итоге, вряд ли можно позавидовать современному адепту боевого искусства, если бы ему пришлось встретиться со своим доисторическим предком. Тот хоть и не шибко знал "как", зато знал "зачем", и не стеснялся использовать весь свой скромный потенциал на полную катушку.


Впрочем, можно не забираться далеко в историю, строя предположения, которые невозможно проверить. Еще в прошлом веке в Китае (да и в этом, до начала культурной революции) подавляющее большинство стилей ушу включали в себя все основные способы нанесения урона себе подобному: удары руками и ногами, броски, заломы и т.п. То же самое в традиционном окинавском каратэ. Старые мастера были мудры. Они понимали, что даже если в стиле существуют определенные акценты в технике, обусловленные историческими или культурными факторами (к примеру броски в дзюдо, берущие свое начало от болрьбы в доспехах, не позволяющей применять ударнную технику, или навязший в зубах пример с ударом наповал в староокинавском каратэ), то в реальной ситуации ученик встречался с бойцом другого стиля, а не спарринг-партнером. Соревнований по установленным правилам в те времена еще не знали, а эффективно противостоять чужой технике можно лишь зная хотя бы ее основы.


А если оставить в стороне подобные рассуждения, то основных способов воздействия на человека в бою не так уж и много. Жаль, что тот самый предок, с которого мы начинали, не может провести у нас семинар по... боевому искусству каменного века. Он бы доходчиво донес до своих шибко цивилизованных праправнуков, что человека можно ударить рукой, ногой (не обязательно только кулаком или стопой, но и коленом, локтем, ладонью), бросить на землю, ну, придушить. До заломов он, малограмотный, мог не додуматься, да и умел ли хорошо говорить, зато показал бы на совесть, что такое целостность, естественность и раскованность. И этому, в первую очередь, у него стоило бы поучиться. Поучиться, но не копировать. А то, глядишь, после японского кимоно и китайских костюмов, минуя русские рубахи-косоворотки, для полноты ощущений нам еще пришлось бы одеть свои звериные шкуры.


Древность древностью, но ведь и цивилизация на месте не стояла. Хоть в китайской и индийской философии и существует мнение, что все движется к упадку, неплохо бы присмотреться внимательнее к современным спортивным стилям, в которых отдельные аспекты единой техники боя разработаны с максимальной эффективностью. "Есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни". Подготовка была проведена на совесть, теперь объединить бы эти аспекты. Для начала вычленим из сотен самых разнообразных стилей наиболее результативные техники.


"Всяк кулик свое болото хвалит" и, естественно, что любой занимающийся считает свой стиль наиболее мобильным и результативным. Иначе он вряд ли стал бы его изучать. Но если отбросить личные пристрастия, то вряд ли найдется много мастеров каратэ или ушу, готовых на равных поспорить с техникой рук разрядника по боксу. Маркиз Куинсберри толк в драке знал, введя правила и ограничения в "классическую английскую драку" он создал условия для разработки очень мобильной и пластичной ударной техники современного бокса.


Бросают по-разному: с захватом за кимоно и с болевыми заломами, с использованием ног или "ловя" инерцию движения. Но и здесь можно сказать с достаточной долей уверенности, что мастера дзюдо его внебрачного ребенка - самбо - будут еще долго держать пальму первенства перед адептами айкидо и джиу-джитсу. Парадокс, но Дзигоро Кано, ограничив джиу-джитсу (или дзю-дзюцу) и выбрав наименее опасные броски создал систему, на порядок превосходящую по эффективности "родительский" стиль. Сейчас нам уже не важно, что во времена создания дзюдо мастер-основатель Дзигоро Кано держался на плаву с помощью некорректного использования мастера Дайто-рю Сайго Сира (Сайго Сира считался лучшим учеником и против желающих померяться силой с адептами новой школы выставляли именно его. Некорректность же в том, что Сайго Сира работал не по технике дзюдо, а был мастером Дайто-рю айки-дзюцу, и многие его броски и приемы, в т.ч. знаменитый "Горный вихрь", не входили в арсенал бросков Кодокана). Повторяю, эти старые японские разборки для нас не принципиальны, важно то, что в наше время никто из занимающихся дзю-дзюцу уже не пытается доказать, что дзюдо - это профанация древнего боевого искусства самураев.


Последний стиль, заслуживающий внимания в аспекте затронутой темы наиболее результативных техник, это тхэквондо. Традиция техники ног в Корее и Северном Китае восходит к незапамятным временам. Правда, говорят, что единственная заслуга генерала Чой Хон Хи в том, что он придумал термин "тхэквондо" и разработал базовые комплексы стиля. Но традиция себя оправдала, по разнообразию и глубине проработки техники ног тхэквондо значительно опережает многие стили каратэ и ушу, хотя в последнее время, в связи с выходом на международную арену и постановкой стиля на коммерческую основу, арсенал приемов стремительно упростился до накатки 2-3 "коронок".


Эти три стиля были созданы в разное время и в разных уголках земного шара, но одним и тем же способом: введением жестких рамок, ограничивающих спектр используемых техник и концентрирующих развитие в определенном направлении. Не так уж теперь важно, какую роль при этом играла упомянутая выше троица: аристократ, интеллигент, генерал. Главное - результат: наиболее удачные технические решения. Дело в том, что в тхэквондо, боксе и дзюдо (или самбо) присутствуют все, или почти все, основные типы используемых в наше время приемов, поэтому, зная хотя бы в общих чертах характер работы адептов упомянутых стилей, можно с уверенностью прогнозировать действия вероятного противника.


Так, большинство стилей в настоящий момент реально используют в бою 4-5 ударов ногами, общих с техникой тхэквондо, и 2-3 боксерских удара. А адепты бросковых стилей, типа дзю-дзюцу или циньна, в реальной ситуации часто предпочитают более простые броски с бедра или подножки сложным ключам и заломам.


Общеизвестное и популярное каратэ в техническую панораму боевого искусства внесло немного, разве что методику наработки ударов нокаутирующей силы, которая, на практике чаще всего заключалась в долгой изнурительной набивке на макиваре. В данный момент наиболее ярко эта тенденция прослеживается в Кёкусинкай и полностью исчерпала себя в таких стилях, как Сётокан, Вадо-рю и т.п., превратившихся в военизированную гимнастику. Но и в Кёкусинкай заметно общее снижение уровня: не так уж часто на соревнованиях этой школы приходится видеть бой на один удар, а по факту - почти никогда.

 

Наше время - время интеграции. Интегрируется все. Экономика в мировом масштабе. Различные области науки. Диалог ведут религии, философские доктрины и т.д. и т.п. Короче, фаза дифференциации и разделения, характерная для 18-19 веков, переходит, в строгом соответствии с диалектикой, в свою противоположность, в интеграцию: культурно-экономическую интеграцию в масштабах планеты. Боевое искусство тоже часть культуры, и как часть, оно подчиняется законам целого. Время клановых школ и изолированных стилей безвозвратно уходит в прошлое. Не сразу, постепенно, но все же сдают позиции "узкие" специалисты по ушу стиля Хун-Гар провинции Шаньси 17 века или знатоки способов рубки ниндзя клана Ига-рю с самураями (впрочем, и среди узких стилистов встречаются мастера высокой квалификации).


Попытки объединить различные типы техник множатся день ото дня. Ученик Оямы Масутацу, Асихара, разрешил брать захват в течении трех секунд и создал новый стиль Асихара-каратэ, который должен был объединить захват и удар в единую систему. На общую картину боя это повлияло мало, бросковая техника на соревнованиях по Асихара-каратэ часто ограничивается тем, что участники при входе на близкую дистанцию спешно демонстрируют судье открытые ладони, чтобы не получить замечание. То, что захватывают и зажимают не только кистями, но и локтевыми сгибами и между рукой и корпусом, а также броски без захвата, в арсенал приемов нового стиля пока не входит. Если учесть, что в технике Кёкусинкай собираются разрешить захват в течении тех же трех секунд, то попытка новатора-японца теряет смысл.

 

В 30-х годах в нашей стране Ознобишин пытался создать новый стиль, объединяя французский бокс, английский бокс, дзю-дзюцу, вольную борьбу и все остальные известные тогда стили через теорию 6-ти дистанций. Но созданное им боевое самбо как стиль состоялся даже в меньшей мере, чем спортивное самбо, являющееся при близком рассмотрении лишь удачной отечественной версией дзюдо, берущее свое начало от Ощепкова и от умело использовавшего общественно-политическую обстановку Харлампиева. То, что спортивное самбо породило целую плеяду замечательных мастеров, нет необходимости доказывать. Но для рождения самостоятельного оригинального стиля этого еще мало.

 

Похожая попытка была предпринята в джиткундо преемниками Брюса Ли Дэном Иносанто и Полом Ванеком через теорию 4-х дистанций. Может в Америке что-нибудь путное из этого и получилось, но отечественные адепты джиткундо пока ограничиваются стандартным спарринговым каратэ, а если что-то и является причиной, притягивающей молодых людей в залы данного стиля, так это не гибкая работа на любой дистанции, а дух незаурядного мастера-основателя, до сих пор воодушевляющего молодежь с экранов.

Источник:https://voindao.ru/integralnoe-boevoe-iskusstvo/