Выпуски журнала

Тайцзи-цигун

Опубликовано: 2019-10-03 18:09:45

РЕГУЛЯЦИЯ ТЕЛА (Тяо Шень)

voindao.ru ::: Тайцзи-цигунПервый шаг - примите правильную позу:

1. Ширина между ступнями - длина одной ступни.

2. Пальцы ног слегка подобраны, точки юнь-цюань на подошве открыты, для свободного тока энергий. Пола касаются 9 точек ступни - 5 подушечек пальцев, подушки ступни, наружные кромки и пятка.

3. Колени немного согнуты, но так чтоб кончики пальцев ног слегка выглядывали из под колен.

4. Пах округлен, точка хуэй-инь ( пересечение инь каналов ) открыта и расслаблена.

5. Копчик опущен, направлен вниз. Весь позвоночный столб находится в расслабленном "подвешенном" состоянии, как будто макушка тянет вверх, а копчик вниз. Линия позвоночника выстроена вертикально естественным образом.

6. Плечи опущены. Лопатки открыты, а точка "тань -чжун" в центре груди втянута вовнутрь (грудь вобрана), спина округлена.

7. Пальцы рук выпрямлены и расслаблены, основания большого пальца и мизинца приближены друг к другу, образуя ямку в центре ладони и стимулируя точку "лао- гун".

8. Подмышечные области открыты, предотвращая зажатость мышц в этой зоне (представьте, что в подмышках находятся по одному теннисному мячу).

9. Подбородок немного втянут, так чтобы, быть на одной линии с животом. В таком положении устраняется зажатость в шейном отделе позвоночника, а т.бай-хуэй смотрит вверх.

10. Кончик языка слегка касается альвеол ( бугорка за передними верхними зубами). Веки опущены без напряжения.

11. Выражение лица спокойное, умиротворенное. Мягкая улыбка освещает изнутри.


Проверьте, чтобы три точки: т. на макушке бай-хуэй, т.хуэй-инь в промежности и центр между ступнями лежали на одной строго вертикальной линии, создавая вертикальную ось тела. На этой же линии находится средний канал чжун-май.


Второй шаг - расслабление тела.

Обычно считается, что расслабление - элементарный процесс. На самом деле достичь глубокого расслабления удается немногим людям. Известен научно доказанный факт, что даже во сне человек расслаблен только наполовину, а испытывая внутренний дискомфорт, и вовсе становится зажатым. Умение расслабиться дает определенные преимущества:

  • расслабленный человек более координирован и умственно и физически;
  • если мышцы расслаблены, то энергетические каналы открыты и энергия ци свободно циркулирует по ним;
  • расслабление мышц напрямую связано с расслаблением нервной системы. А это, в свою очередь, позволяет замедлить процессы старения, избежать болезней.

В цигун умение расслабиться является главным ключом успешной практики. Существует множество методов расслабления, в частности по трем линиям, расслабление через образы, спонтанное расслабление Здесь вам предлагается расслабление через образы.

Приняв правильную позу, взгляд устремляем вдаль. Расслабленно направляем взгляд к т. инь-тан на межбровье, опускаем веки. Мысленно обращаем взгляд внутрь себя - "запечатывание взора". Удерживая сознание на т. инь-тан представляем в этой области отверстие, мысленно вдыхаем через это отверстие, проводим энергию по среднему каналу, вдох завершается на т. хуэй-инь. На выдохе энергия проводится по каналам ног и входит в землю - "заземление" или "укоренение". Закончив указанные действия, повторяем подобную мыслительную цепь и со слуховым каналом. Вначале прислушиваемся к звукам доносящимся издалека. Затем представляем как эти звуки смешиваясь с сознанием, входят через уши. Далее энергия звука и сознания проходят по среднему каналу чжун май на вдохе и доходит до т. хуэй-инь. Выдох сопровождает движение энергии по каналам ног.

Итак, мы направили вовнутрь взгляд, слух, дыхание. Теперь мы должны перестать осознавать все эти факторы, а сознание вести от т. инь-тан до т. хуэй-инь на вдохе и на выдохе по ногам вниз в землю, через т.юнь-цюань. Постепенно перестаем осознавать зрение, слух, дыхание, никакого напряжения.

Направляем сознание на т.бай-хуэй на макушке, удерживаем свою мысль там некоторое время. Представляем тонкую теплую струйку воды, которая льется на макушку, стекает по всем частям головы, шеи, надплечий, рук, предплечий и капает с пальцев рук.

Новая волна стекает по всем сторонам туловища: спереди, сзади, сбоку, по бедрам, голеням, затекает под подошвы и останавливается в т. юнь-цюань.

На следующем этапе, повторим тот же путь сверху вниз, расслабляем вначале кожный покров,затем мускулатуру головы, туловища и конечностей, после-скелетную структуру. И, наконец, представляем, как расслабленно свисают внутренние органы. Нужно сохранить мысленный образ тонкой струи золотистого цвета, стекающей сверху вниз. Ее потоки пропитывают слои тела один за другим, проникая даже в спинной и костный мозг.

Хотя практикующим цигун не рекомендуется ожидать заранее каких-либо определенных ощущений, все же следует отметить, что признаками успешного расслабления можно считать легкость, свежесть, внутренний комфорт, а также некоторую наполненность.



РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ (Тяо Си)


Существует несколько источников энергии, питающих наш организм:

  1. пища, которую мы едим и напитки, которые пьем;
  2. воздух, которым мы дышим;
  3. энергия окружающей среды.

Во время вдоха в кровь поступает кислород, обогащая ее энергией. Кроме того, при правильном и естественном дыхании диафрагма поднимается и опускается, мягко массируя внутренние органы, обновляя и оздоравливая их.

Дыхание имеет еще одно ценное свойство - из всех подсознательных процессов, только дыхание может подчиняться сознательному контролю. Еще в древности в странах Востока люди открыли взаимосвязь дыхания и ума. Мастера цигун утверждают, что используя эту закономерность, можно изменить психоэмоциональное состояние человека. Более того, дыхательные упражнения дают возможность изменить характер и трансформировать сознание.

Здесь следует отметить, что большинство людей ошибочно представляют, что дыхание в цигун приводит к гипервентиляции легких. На самом же деле, тысячелетний опыт восточных мастеров предполагает очень осторожный и тщательный подход к вопросу постановки дыхания. Неправильное и интенсивное дыхание может повлечь за собой серьезные осложнения, такие как эмфизема легких, болезни сердца, неврозы и т.д.


Существует несколько типов дыхания:

  1. Естественное дыхание (хуси- цздыжань), при котором внимание не фиксируется на процессе дыхания. Человек, практикующий этот вид не заботится о вдохе и выдохе, движении грудной клетки, а просто находится в расслабленном состоянии, как бы наблюдает со стороны за самопроизвольным дыханием.
  2. Кожное дыхание. При этом типе дыхания, мы должны представить себя в виде шара со множеством пор. Дышим всеми порами. Именно эти два типа дыхания используются на начальном этапе, особенно в подготовительной части.


Ниже предложена последовательность регуляции дыхания.

  1. Обратите внимание на расслабленность мышц брюшной полости, вобранность груди и округленность спины. Проследите, чтобы кончик языка мягко касался альвеол, а губы и зубы были мягко сомкнуты.
  2. Следует прислушаться к своему дыханию не управляя процессом, а как бы наблюдая за ним и следя, чтобы не было напряжения мышц.
  3. Представить себя в виде шара с многочисленными порами.
  4. Мысленно осознать, как дыхание осуществляется через эти поры, как на вдохе поступает чистая энергия, а на выдохе выходит отработанная грязная энергия.
  5. Со временем увеличивать глубину расслабленности и спокойствия.

Признаком правильной регуляции дыхания считается ощущение легкости и "прозрачности". Так же со временем тело и дыхание перестают осознаваться, исчезают.



РЕГУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЯ (Тяо Синь)


Ум обычного человека на Востоке сравнивают с "обезьяной, прыгающей с одной ветки на другую ". И действительно, если мы займем позицию наблюдателя за своими мыслительными процессами, то обнаружим, что в голове копошится целый рой мыслей. Наш ум "беспрерывно болтает". И, чем больше мы пытаемся остановить этот круговорот, с тем большим упорством появляются новые мысли. Приведу известную цитату великого китайского философа Лао-Цзы: "Как сделать мутную воду чистой? Оставить ее на время. Тогда муть осядет на дно, и вода станет чистой сама по себе ".

Первое, с чего начинается регуляция сознания - нужно прекратить бесплодные попытки остановить мысли. "Конечной целью всех медитативных практик на Востоке является состояние "безмыслия". Однако удается это лишь очень немногим выдающимся людям.

В подготовительной части цигун нужно просто успокоить ум и направить мысли в нужное русло. Два первых раздела - регуляция тела и дыхания - сами по себе приводят к расслаблению и успокоению разума.


Здесь хотелось бы процитировать восточную притчу:

"Одного человека заточили в высокую башню. Сверху из окна, он крикнул жене: "Принеси мне муравья, паутину, мед, тонкую шелковую нить, толстый шнур и веревку ". Жена принесла все, что он попросил. Тогда он велел ей: "Намажь усики муравья медом, к задней лапке привяжи паутину. К паутине - шелковую нить, к нитке - толстый шнур, а к шнуру - веревку. А муравья пусти по отвесной стене башни"... Жена выполнила все указания. Муравей, чуя запах меда, пополз по стене и скоро добрался до окошка. Этот человек осторожно вытянул паутину, затем шелковую нить, за ней - толстый шнур и веревку. Спустился по веревке и убежал!"...


Цигун нам предлагает ту же схему: начиная с самого доступного (регуляция тела ), возможно прийти к пониманию более тонкого(дыхания), а после этого становится реальной и регуляция сознания, хотя разделения на уровни сложности довольно условно, все регуляции - единый целостный процесс. Успокоить ум невозможно без расслабления тела, а расслабить тело можно только при спокойном состоянии ума, а успокоить ум можно только успокоив дыхание и т. д.

Все же, для начала, необходимо соблюдать определенную последовательность и выполнять все упражнения тщательно.

В предлагаемом виде цигун, для успокоения сознания используется "метод привязки". При этом сознание расслабленно концентрируется на определенном объекте или процессе. В нашем случае "кожное дыхание" - есть метод "двойной привязки". С одной стороны, внимание (И) сосредотачивается на процессе, т.е. на дыхании; с другой - на объекте, на нашей оболочке, причем, охватывая все стороны тела. Это важно для умственной координации.

Признаком успешного осуществления трех регуляций является то, что тело не ощущается, дыхание становится незаметным. Мы перестаем осознавать где мы - в комнате или в облаках, целостно ощущая всю свою природу. По выражению китайцев - "лодочник плывет по течению реки", когда лодочник, лодка и течение становятся единым.

Если это так, то можно считать , что три регуляции завершены или "мы вошли в состояние цигун".



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Стойка Беспредельности (У Цзи Чжан Чжуань)

ЧЖАНЬ ЧЖУАНЬ - это общее название всех статических упражнений в стойке. Слово ЧЖАНЬ ЧЖУАНЬ переводят по-разному: "стояние столбом", "столбовая стойка", " дерево", "обнимание дерева", и т.д. Смысл этого слова в том, что стойка вертикальна, как ствол дерева и устойчива, как дерево, пустившее корни (понятие "укоренения"). У-ЦЗИ обозначает "беспредельное, отсутствие предела". В учении даосизма - это слово выражает непроявленную потенциальную субстанцию. А слово ТАЙЦЗИ символизирует проявление этой потенции.

Зарождение жизни - это переход У-ЦЗИ к ТАЙЦЗИ, где есть разделение на две полярности ИНЬ и ЯН. Движение рождается в покое. У-ЦЗИ-ЧЖАНЬ-ЧЖУАНЬ обозначает состояние пустотности в стойке дерева.

В вертикальной стойке стоим естественно, слегка согнув колени; позвоночник подвешен; посадка головы прямая, поясница расслаблена и опущена, точка вэй-люй на копчике немного подобрана вперед; точка хуэй-инь втянута вовнутрь; промежность раскрыта и округлена; точка минь-мэнь ( врата жизни ) расправлена и расслаблена; сердце опустошено, а внутренности наполнены; грудь пуста и чуть-чуть вобрана; руки свободно свисают по бокам, плечи опущены, локти нагружены, запястья расслаблены. Выполните все три регуляции. Затем, устранив неупорядоченные мысли и суету в сердце, расслабляясь все больше и, проникая в самые недра своего организма, ведите сознание сверху вниз, по костям и суставам, расправляя все каналы и отверстия одно за другим; так же расслабим мышцы, и кожу до пор и волосков. Представьте, как ци, подобно водному потоку, стекает по поверхности тела и течет внутри тела до самых кончиков пальцев на руках и на ногах. Если вам удалось достичь состояния, когда нет ни себя, ни внешнего мира; нет форм и образов, звуков и знаков - во всепоглощающей пустотности великого предела - это и есть стойка беспредельности.

Продолжительность упражнения:

  • вместе с другими практиками 10 мин;
  • в качестве самостоятельного упражнения до 30 мин.

Источник:https://voindao.ru/taitszi-tsigun/