Выпуски журнала

Каларипаятту – мать боевых искусcтв

Опубликовано: 2019-09-11 18:23:36

Первые сведения о каларипаятту появились впервые на страницах зарубежных спортивных журналов в самом начале 1980-х. Внимание привлекли цветные фотографии бойцов с необычным оружием в руках: изогнутые палки, стальные бичи, кинжалы необычной формы... Фотографии поединков полуголых бойцов показывали искусство, которое заметно отличалось от уже популярного в то время каратэ.


Из опубликованных статей можно было узнать, что это древнее боевое искусство практикуется где-то на юге Индии. В то время поехать в Индию было делом почти невозможном и о более близком знакомстве пришлось забыть. Однако, необычное название запомнилось, и интерес к этой древности остался.


Прошло семь лет. И вот на спортивной арене комплекса в Битце появились живые бойцы каларипаятту, которые приехали на праздник “Утсав”, который впервые состоялся в Москве в рамках советско-индийского фестиваля. “С доставкой на дом” к нам приехали лучшие боевые мастера из самого крупного центра “Калари Сангхам”, расположенного в городе Тривандрум, столица штата Керала. Возглавлял делегацию бойцов мастер Нарайянан Найр. Газета “Советский спорт” писала об этом событии следующее:

“Азартно и щедро аплодировали зрители большой группе атлетов, демонстрировавших древние виды индийского боевого искусства. Схватки с мечами и щитами, саблями и кинжалами, бамбуковыми палками и короткими дубинками, сражение одного безоружного бойца с двумя вооружёнными – всё это исполнялось с большим искусством и явственно напоминало о распространённых у нас в стране видах национальных единоборств и о рождённой уже после революции борьбе самбо”.


Действительно, зрители были поражены сериями молниеносных ударов и блоков, необычным оружием, вращениями и прыжками-полётами бойцов. Совершенное владение своим телом и лёгкость обращения со всевозможными видами оружия произвели сильное впечатление. Так мы смогли увидеть каларипаятту в действии, но праздник был коротким и в праздничной суете познакомиться с бойцами поближе не удалось.


Несколько лет спустя к нам попал сериал фильмов “Путь воина”, одна из серий которого посвящена индийским боевым искусствам. В этом фильме показано, как занимаются каларипаятту на его родине.


И вот, наконец, нам представилась возможность побывать в Индии и посетить знаменитый “Калари Сангхам”. Путешествие туда напоминало древнюю сказку.


Штат Керала находится на самом юге Индии, а его главный город – Тривандрум – был столицей древнего царства Траванкор, занимавшего узкую полосу земли на западном побережье полуострова, образованного наиболее выдвинутой на юг частью континента.. Это земля необычайной красоты, отличающаяся от остальной Индии пейзажем, растительностью, историей, расой жителей (тёмных, стройных, с негроидными чертами лица), культурой. В штате Керала очень много христиан, что является последствием португальской колонизации, которая началась с Керала. Керала – наиболее бедный и наименее грамотный штат страны.


Центр “Калари Сангхам” расположен в городском форте. Форт в Тривандруме только один. На его территории размещается базар и великолепный храм Падманабха Свами с характерным для древней архитектуры Южной Индии “гопурамом”, или высокой, в несколько ярусов конусной башней над главными воротами.


Мы пошли в форт, показывая ежеминутно карточку с написанным на ней адресом:

c.v.n. kalari sangham,
fort, trivandrum 23, kerala

и вскоре попали в “Керала Сангхам”, тренировочный центр с кабинетом врача аурведы. Тренером, владельцем и врачом этого центра является знаменитый гуррукал Нарайянан Найр. Слово “гуррукал” означает “мастер” или “учитель”.


Оказалось, что в этот день мы уже ничего не увидим. Тренировки в центре начинаются в семь часов утра и продолжаются два часа.


Назавтра утром мы были приняты необычайно тепло. Несколько ребят установили тростниковые кресла на галерее, идущей вдоль тренировочного зала, и мы могли хорошо видеть всё тренировочное занятие. Пояснения к увиденному на тренировках и ответы на наши вопросы давал сам гуррукал.



Вопрос: Что означает название боевого искусства “каларипаятту”?

Ответ: На диалекте малаям слово “калари” означает “гимнастический зал” или “место занятий“, а слово “паятту” – “рукопашный бой”.

 

Вопрос: Когда возникло это искусство?

Ответ: Каларипаятту – это одно из нескольких индийских боевых искусств. В то время, как другие виды борьбы, типа “тонтха” и “патхан” происходят с севера страны, каларипаятту возникло на юге в штатах Керала и Тамилнаду.


Самые ранние упоминания о каларипаятту встречаются в тамильской поэзии vi–vii веков, когда появилось регулярное обучение воинов.


Однако, некоторые историки утверждают, что, что корни искусства уходят в глубь тысячелетий. Легенда приписывает его создание Парашураму – ”герою с топором”, или шестому воплощению бога Вишну, одного из божеств индусской троицы. Он обучил этому искусству других брахманов. Индийские эпосы “Махабхарата” и “Рамаяна” упоминают боевое искусство под названием “Дханурведа”. Некоторые мастера утверждают, что их искусство происходит именно от Дханурведы.


Предполагают, что национальные боевые искусства развивались в Индии и Китае примерно в одно и то же время. В пятом или шестом веке индийский монах по имени Бодхидхарма познакомил монахов китайского храма Шаолинь с индийским боевым искусством. Сегодня боевые мастера из Китая и Японии подтверждают, что развитие их боевых искусств началось из храма Шаолинь.


Каларипаятту связано с другими искусствами штата Керала, особенно, с театром “катхакали”, актёры которого проходят сложную физическую подготовку и обучаются технике фехтования самыми разными видами оружия.


Своего наибольшего расцвета каларипаятту достигло во второй половине xvi века. После вторжения в Индию англичан искусство рукопашного боя, в котором колонизаторы видели опасность для себя, стало исчезать. Англичане безжалостно уничтожали мастеров и их школы, однако, в народе искусство бережно сохранялось. В народной памяти сохранились имена таких легендарных бойцов, как Тхачоли Отхенан (прославленный воин-вождь племени из Северного Малабара), Палаат Коман, Тхачоли Чандху... В истории сохранилось также имя женщины – Уннийарча, которая в одиночку победила нескольких бандитов.

 

Вопрос: Каково состояние боевого искусства сегодня?

Ответ: В начале 1970-х годов, когда во всём мире начался “бум боевых искусств”, на волне роста национального самосознания вновь возник интерес к индийским боевым искусствам. Началось возрождение каларипаятту.

Сегодня каларипаятту практикуют все: мужчины, женщины, мусульмане, христиане, индусы и люди разных каст. Это приводит к возникновению многочисленных стилей.

Появились первые филиалы за границей – в Канаде. Эдвард Эленасир открыл первую школу в Ванкувере. Эдвард – потомственный мастер каларипаятту. Он начал изучать искусство в возрасте шести лет у своего отца, а тот учился у своего отца. Сегодня у него всего двадцать учеников, но интерес к искусству огромный.


Вопрос: Сколько людей изучают каларипаятту в Индии?

Ответ: Количество занимающихся по всей стране превышает пять тысяч человек. Конечно, в сравнении с населением Индии это – капля в море, однако количество занимающихся стабильно растёт.


Вопрос: В каких условиях проводятся тренировки учеников?

Ответ: Из-за страшной жары и высокой влажности, которые характерны для юга Индии, занятия, как правило проводят в закрытых помещениях по утрам, когда не так жарко. Вечером заниматься невозможно, потому что после захода солнца темнеет мгновенно. Типичное помещение для занятий имеет размеры небольшого школьного гимнастического зала. Вместо деревянного пола – плотно утрамбованная земля. Ученики занимаются в “дхоти” (короткие штаны-юбка) и босиком. Вход в зал, по традиции, делают с восточной стороны. Иногда помещение немного заглубляют в землю, чтобы в нём было прохладнее. Внутри зала есть два возвышения: “потара” – место для судей или экзаменаторов и “гурутара” – место, на котором сидит учитель, гуррукал.


Когда ученик выходит для исполнения упражнений, он должен приветствовать учителя и всех присутствующих в соответствии с принятым ритуалом.

Принято различать два вида упражнений в калари: паят калари (индивидуальные упражнения) и анкам калари (поединки в парах).

 

Вопрос: Каков возраст ваших учеников?

Ответ: Я принимаю учеников с семи лет и до двадцати лет. Конечно, лучше начинать тренировку, как можно раньше. Для маленького мальчика авторитет взрослого учителя чрезвычайно высок. Ребёнку проще всего привить уважение и любовь к окружающим людям и научить послушанию. Ум и тело ребёнка особенно восприимчивы. Его скелет и мышцы находятся в состоянии формирования. После двенадцати лет ежедневных тренировок по два часа в день плюс полчаса массажа, способный мальчик может достичь высокого уровня мастерства.


Вопрос: Каков технический арсенал каларипаятту?

Ответ: Каларипаятту – это универсальное боевое искусство. В его арсенал входят различные удары кулаком, ладонью, локтем, ступнями, коленями, головой и другими частями тела. Кроме того, изучаются многочисленные броски и более двухсот болевых захватов и удержаний.

Точно так же, как в китайском ушу, очень многие техники заимствуются у животных. В арсенале искусства есть техники, связанные с такими животными, как слон, лошадь, кошка, лев, змея, медведь...

 

Вопрос: В какой последовательности проводится обучение?

Ответ: Сначала ученик изучает базовую технику и комплексы специальных движений, по сути аналогичные ката каратэ. Потом проводится обучение фехтованию различными видами оружия. Высшая стадия обучения – рукопашный бой без оружия. Важной частью всего процесса обучения является специальный массаж.

Источник:https://voindao.ru/kalaripaiattu-mat-boevykh-iskusctv/