Свежий Выпуск

Самбо и дзюдо: с какого возраста начинать?

Опубликовано: 2019-02-10 14:40:41

 

Известно, что в греко-римской борьбе преобладают силовые броски, с подъемом своего соперника за счет физической подготовленности: различные виды прогибов, перевороты, накаты с мостом. Правилами разрешается делать захваты только выше пояса и запрещается работа ногами, что весьма сильно ограничивает технический арсенал этого вида спорта. В вольной борьбе добавляются броски с захватом ног, реже подсечки и подножки. Арсенал вольной борьбы, безусловно, шире, но отсутствие одежды заставляет спортсменов выполнять броски из плотного захвата. Как и в случае с греко-римской борьбой, выполнение основных бросков требует высокой физической подготовленности и достаточно сильно нагружает организм, в том числе опорно-двигательный аппарат спортсмена. Такая техника должна изучаться в среднем школьном возрасте, т. к. связана с подъемами тяжестей и высокими требованиями к физической подготовленности юных спортсменов.

Особенности борьбы самбо и дзюдо

В отличие от упомянутых выше видов борьбы самбо и дзюдо характеризуются широчайшим арсеналом технических действий, чему способствует наличие одежды и возможность брать различные захваты. Среди этого огромного арсенала существует множество приемов, не требующих подъема тяжестей и проявления значительных физических усилий: выведения из равновесия, броски ногами. Приемы этих классификационных групп требуют высокой координации движений, что целесообразно развивать в наиболее чувствительные периоды онтогенеза организма (сенситивный период развития координационных способностей – 6-10 лет). Они формируют базовую технику спортсмена. Прогибы, перевороты и другие силовые приемы изучаются, как правило, не ранее 3-го года обучения. Таким образом, разнообразный технический арсенал самбо и дзюдо позволяет выделить эти виды борьбы в отдельную категорию единоборств. Одна из основных причин установления минимального возраста занятий самбо и дзюдо (10 лет) – это влияние физических нагрузок на организм ребенка: особенности костной ткани, суставов; рекомендации к аэробному режиму работы и противопоказания к гликолитическому режиму энергообеспечения организма. Можно сравнить минимальный возраст детей, занимающихся самбо и дзюдо, с другими видами спорта по следующим критериям: влияние нагрузки на опорно-двигательный аппарат ребенка, особенности энергообеспечения организма, психологическая подготовленность.

Влияние нагрузки на опорно-двигательный аппарат

Основным противопоказанием для детей младшего школьного возраста является подъем тяжестей и чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Как было отмечено выше, разнообразие технических действий самбо и дзюдо позволяет подбирать такие движения, которые выполняются без подъемов своего партнера, с минимальным напряжением. К технике, изучаемой в первый год начальной подготовки, относятся: основы самостраховки, кувырки, удержания, выведения из равновесия, подножки, подсечки. Первая часть технических действий относится к элементам гимнастики, для сравнения – минимальный возраст для гимнастики – 7 лет для мальчиков (следует отметить, что сегодня в гимнастику набирают с 4-х лет), возраст совпадает с сенситивным периодом развития координационных способностей. Вторая часть вышеперечисленных элементов не требует подъема своего партнера, а выполняются за счет передвижения и выведения из равновесия. Для сравнения – в такой контактный вид спорта как регби разрешается набирать детей с 9 лет, в футбол и баскетбол с 8 лет, в ушу с 7 лет. Сравнение локомоции перечисленных видов спорта с движениями в самбо и дзюдо (на начальном этапе) ставит под сомнение положение о чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат детей младшего школьного возраста в результате занятий самбо и дзюдо.

Особенности энергообеспечения организма

Детям младшего школьного возраста рекомендуется аэробный режим работы и противопоказан гликолитический режим энергообеспечения. Не секрет, что в борьбе преобладает гликолиз и анаэробно-алактатный режим и, на первый взгляд, увеличение минимального возраста целесообразно, но:

- во-первых, в футболе за счет частых максимальных ускорений, используется анаэробно-алактатный режим энергообеспечения организма; да и в гимнастике выполнение элементов, требующих максимальных усилий включает этот режим;

- во-вторых, в младшем школьном возрасте очень тяжело заставить ребенка работать «до отказа» и существуют психологические барьеры, которые не дают ему перейти эту грань; скорость метаболизма в младшем школьном возрасте настолько высока, что редко наблюдается значительное накопление молочной кислоты;

- в-третьих, на начальном этапе обучения занимающиеся мало спаррингуют друг с другом, в основном занимаются изучением техники, преобладают игры с элементами специализации, да и сам спарринг длится не более 1–2 минут.

Таким образом, анализ особенностей средств и методов обучения самбо и дзюдо на начальном этапе ставит под сомнение и этот критерий противопоказаний к занятиям этими видами спорта в младшем школьном возрасте.

Психологическая подготовленность

Ребенок в младшем школьном возрасте редко осознанно подходит к тренировочному процессу. Основным критерием выбора деятельности является «нравится», «не нравится». Наличие специализированных упражнений, приемов, различных акробатических элементов делают тренировочный процесс разнообразнее и насыщеннее. Ранняя специализация позволяет снизить монотонность занятий, тем самым повысить устойчивый интерес ребенка к виду спорта. Ребенок воспринимает спортивную деятельность как своего рода игру и общение со сверстниками. Безусловно, состояния противоборства, чрезмерное давление тренера, требование результата – все это может оттолкнуть ребенка от занятий и, в некоторых случаях, принести вред становлению его как личности. Следует отметить, что такая ситуация возможна в любых видах спорта, независимо от специализации. Дух соперничества, наличие победителя и проигравшего, погоня за результатом, любой современный вид спорта невозможно представить без этих факторов. Таким образом, самбо и дзюдо в этом плане, мало отличаются от гимнастики, различных игр и т. д. Следует также отметить социальный аспект проблемы. Спортивно ориентированные семьи, как правило, стараются как можно раньше приобщить ребенка к спорту, и к 10 годам дети из наиболее мотивированной ячейки общества могут просто не доходить до секций самбо и дзюдо, выбирая более «ранние» виды спорта.

Таким образом, обучение детей в самбо и дзюдо может начинаться уже с 7 лет.

Использованы материалы: А. М. Буланцов. К вопросу о минимальном возрасте детей для набора в секции самбо и дзюдо // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, № 8 (102) – 2013. – с. 39–44