Выпуски журнала

ПЕРВЫЕ ШАГИ В БОКСЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Опубликовано: 2019-02-10 13:43:46


 

Общая динамика движений

В первую очередь, конечно, необходима разминка, которая может занимать 10–15 минут времени и выполняться в колонну по одному, под общую команду тренера. Такая разминка должна включать общеподготовительные упражнения, преимущественно в перекрестной координации. Затем занимающиеся принимают исходное положение (И.П.) – стойка ноги на ширине плеч, ступни параллельны, опора на всю ступню, руки на поясе. Вес тела распределен равномерно на обе ноги. По команде тренера занимающиеся поочередно переносят вес тела на левую и правую ноги, контролируя вес тела пружинящими приседаниями на опорной ноге. Вторая нога сохраняет опору на переднюю часть стопы.

После нескольких повторений начинаем выполнять повороты влево и вправо из этого же исходного положения. Упражнение выполняем на 2 счета, на 1 - поворот, 2 - И.П. Поворот туловища влево начинаем с поворота правой пятки наружу до 90°, которая опирается на переднюю часть стопы, и одновременно переносим вес тела преимущественно на левую ногу. Правый локоть выводится вперед, голова сохраняет И.П. Поворот направо выполняется аналогичным образом.

Особое внимание следует обратить на сохранение вертикального положения туловища. Поворот выполнять вокруг продольной оси, проходящей через позвоночный столб.

После объяснения общих ошибок следует еще несколько раз повторить упражнение самостоятельно. В это время можно указать на ошибки отдельным занимающимся.

Затем усложняем И.П., согнув руки в локтях, локти выведены вперед и прижаты к туловищу, ладони внутрь. Повороты сопровождаем выпрямлением руки вперед. При повороте влево — правую руку вперед, вправо — левую. В конечном положении рука выпрямляется полностью, ладонью вниз.

Основное внимание следует обратить на сохранение вертикального положения туловища и перенос веса тела на противоположную удару ногу.

После указания общих ошибок занимающиеся выполняют упражнение самостоятельно.

Положение кулака и принципы удара

Наступает необходимость объяснить положение кулака при ударе. Для этого занимающиеся принимают И.П. – левая – согнута в локтевом суставе, ладонью внутрь; правая – перед грудью, кисть сжата в кулак. Выполняют удары правой рукой по левой ладони «открытой» перчаткой и «завернутым» кулаком. То же, поменяв руки.

Возвращаемся к выполнению предыдущего упражнения, но сжав кисти в кулак. Основное внимание обращаем на конечное положение кулака при ударе. И с этого момента употребляем термин «удар».

После нескольких самостоятельных повторений объясняем занимающимся, что в бою боксеры стоят друг против друга левым или правым боком, т. к. это наиболее удобное исходное положение для выполнения ударов и защит. Таким образом, начинаем обучение боевой стойке, предварительно выявив «левшей», задав вопрос «кто бросает камни левой рукой?» или «кто держит ложку левей рукой?» и т. п. Если таких боксеров будет несколько, то целесообразнее собрать их вместе на одном из флангов и объяснить, что они выполняют упражнение как бы наоборот, вместо левой – правой и т. п. Существует несколько вариантов пораздельного принятия боевой стойки. Вот один из них. Из И.П. — ноги на ширине плеч, ступни параллельны, опора на всю ступню, выполняем на счет 1 — полшага левой ногой вперед: 2 —полуоборота направо; 3 — левую руку сгибаем примерно под прямым углом, кулак на уровне головы, ладонью внутрь; 4 — правую под острым углом, локоть прижат к туловищу, кулак защищает голову справа. Голова смотрит вперед, слегка опущена. Не следует прижимать голову к левому плечу, что перекашивает стойку, приводит к излишним напряжениям мышц, сковывает спортсмена. Стойку принимают несколько раз под общую команду с тренером, затем самостоятельно.

После этого возвращаемся к выполнению прямых ударов левой, правой рукой в голову из И.П. — боевой стойки. Целесообразнее начинать выполнять упражнение с удара правой, т. к. его легче «прочувствовать» занимающимся. Это связано с тем, что удар правой имеет большую амплитуду движения, чем прямой удар левой, и его легче проконтролировать самостоятельно.

Затем переходим к выполнению ударов в двух шеренгах под общую команду тренера. Где первые номера будут выполнять удары из И.П. — боевой стойки, а вторые — защиту подставкой правой ладони. Эта защита наиболее проста в исполнении и позволяет сохранить боевую стойку. Предварительно занимающимся даются сведения о боевых дистанциях. Первая дистанция, с которой они знакомятся, — средняя, когда удары выполняются на месте, а в последующем, при выполнении ударов с шагом вперед левой ногой — с дальней дистанции.

При выполнении данной защиты основными ошибками являются такие, как подставка ладони под удар не в конце, а в середине удара и отклонение назад. Эти ошибки находятся в прямой зависимости от силы удара, т. к. в основе их лежит защитный рефлекс. Встречается и другая ошибка, которая целиком зависит от внимания занимающихся. Она состоит в том, что защищающийся спортсмен держит раскрытую ладонь не перед своей головой, а далеко в стороне, второй же наносит удары в нее вместо головы. Чтобы исключить сильные удары, необходимо дать упражнения в парах без перчаток.

И последним упражнением можно ознакомить занимающихся с основами техники передвижения по рингу. Можно дать самостоятельное задание выполнять передвижение по квадрату: 2 шага влево, 2 — вперед, то же вправо и назад и т. п. Затем упражнение в парах, свободно двигаясь по залу, где 1-й номер произвольно меняет направление передвижения, 2-й старается сохранить заданную дистанцию. Так как занимающимся трудно еще сохранять боевую стойку, то руки можно опустить. На этом основную часть первого занятия можно закончить. Следующее занятие, которое начнется через день, будет практически повторением данного занятия, т. к. занимающиеся многое забыли. И так будет на протяжении нескольких занятий, постепенно сокращая время на подготовительные упражнения и увеличивая на выполнение ударов и защит.

По материалам
Иванов В.И., Сосненко Е.П., Копчикова С.Г. Методика начального
обучения боксеров-студентов основным положениям // Физическое воспитание студентов. – с.90–95. Режим доступа http://www.sportedu.org.ua/