Свежий Выпуск

ФИЛОСОФИЯ ВЕДЕНИЯ БОЯ ПО ШКОЛЕ ЮЖНОГО БОГОМОЛА «ДЖУК ЛУМ»

Опубликовано: 2019-02-10 12:38:11

                 

Рождённая, как сугубо практическая, система ведения боя на ближней дистанции «Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai» вобрала в себя богатейший материал духовной, религиозной и физической практики предшествующих поколений мастеров. Снимая романтический налёт о первоисточниках и истории Боевых Искусств (Б. И.) в целом, надо твёрдо понять, что как явление искусство ведения боя было естественным откликом на запрос общества. Поднебесная, за исключением непродолжительных мирных окон, проходила через длительную, перманентную череду кровавых внутренних государственных распрей, военной угрозы извне и наличия серьёзной криминальной ситуации, практически на протяжении всей своей истории. Боевое Искусство, как система, сформировалось в таких условиях в армии, на поле боя, а не в тишине медитационных комнат храмов! Солдаты жили, сражались и умирали по единым правилам и установкам. Продвижение в рангах по службе напрямую было связано с мастерством военных служащих в Б.И. Для них не было никакой разницы между критериями, которыми они руководствовались на поле брани и в светской (обыденной) жизни.

Для последователей Южного Богомола (Ю.Б.) понять и принять такое единение философии боевой практики и воплощении тех же концепций в повседневной жизни не является выбором. Это одновременно и условие, и необходимость для прогресса и построения своего личного мастерства.  

Рассматривая представителей рода человеческого с позиции некоторой «системной структуры», мы вряд ли найдём большие внешние отличия между отдельными особями. Анатомические и физиологические принципы обустройства Homo Sapiens едины для всех. Грубо говоря, внешне (структурно), все выглядят одинаково. Различия заключается во «внутреннем» содержании. То, что наполняет сознание данного человека, делает его уникальным. Большинство людей проходят через цепь дневных событий на «автопилоте». Они привычно встают утром, проглатывают завтрак, отдают приказания, выполняют требования других, даже не осознавая, что их мысли далеки от настоящего. Редким исключением являются люди, присутствующие в настоящем моменте. Их действия накладываются на то, происходит в их сознании в данный конкретный момент.

«Боевое Искусство, как система, сформировалось в условиях армии, на поле боя, а не в тишине медитационных комнат храмов»

Как и в других стилях, имеющих приоритет на скоротечное пресечения боя на ближней дистанции, в Ю.Б. адепт обязан видеть истинную природу вещей, находясь в данный конкретный момент здесь и сейчас. Такое пробуждённое состояние сознания является единственным способом, позволяющим человеку слиться с происходящим. Ни изощрённая техника, ни боевой опыт, а именно навык осознанного присутствия в данный момент, позволяют «Богомолу» эффективно и адекватно реагировать на сложившуюся конфронтацию в первую очередь!

В процессе практики стиля нарабатываются основополагающие умения, проходящие через всю материю системы.

·  Объединение физического и ментального: тела и сознания
·  Слияние (физического и ментального) с противником и окружающей средой
·  Освобождение, очищение от «отрицательных» эмоций, таких, как гнев, жадность, эгоизм, ненависть...
·  Видение и ощущение происходящего с позиции стороннего наблюдателя (здесь-и-сейчас), оставаясь при этом, и телом, и сознанием – нейтральным по отношению к событиям, субъектам и объектам.

Выше приведённые качества – не удел особо одарённых или генетически ориентированных на Б. И. людей. Опыт показывает, что, зачастую, как раз бывает наоборот, была бы мотивация. Без мистических рассказов о практике с внутренней энергией Ци, можно сказать, что пробуждение и выстраивание в себе этих четырёх качеств и есть та внутренняя работа, которую проделывает каждый, кто встаёт в ряды «Богомолов». Путь этот длинный, не всегда прямой и конечный результат не гарантирован. 

Все эмоции имеют причины, которые, по своей сути, зачастую, бывают ложными в своей основе. Анализируя эмоции, можно подобраться к корням их вызывающим. Тогда возникнет возможность культивировать осознание момента. Спонтанная, неуправляемая реакция на сложившуюся ситуацию, при этом, отходит в сторону и открывается истинность сложившейся ситуации (сейчас и здесь).

Осознанность возникает в тот момент, когда сенсоры пяти органов чувств (глаза, уши, нос, язык, тело) получают информацию о пяти объектах, на которые они обращены (форма, звук, запах, вкус, касание). Эта встреча пяти и пяти порождает мысль.

Методика Ю.Б. выстроена так, что 90% всего обучающего времени адепты практикуют в контакте с партнёром. Постоянное «слушание» второй стороны приучает учеников через контактные точки, «мосты», постоянно адаптироваться в соответствии с меняющейся ситуацией – объединять себя с оппонентом и окружающей средой. Это принципиальная отправная точка системы, так как от успеха развития «шестого» чувства зависит, будет ли ответное действие адепта диктоваться инстинктом, привычкой и наработанным рефлексом, или система бойца сможет действовать адекватно условиями данной конкретной ситуации. В первом случае наработка «приёмов» и натаскивание на ситуацию лишь увеличит невежество и даст ложное ощущение самозащищённости. Запоминание алгоритмов боевых движений и их двигательных программ пеленает разум учеников, сковывает необходимостью принимать решения, так как все действия выстроены на базе накопления предыдущего жизненного опыта. Правильно говорят опытные инструктора, что сколько ни учи и не строй планы на ведение боя, все они рушатся на первой секунде, когда бой начинается. Это происходит потому, что в процессе долголетней практики действия бойца были сфокусированы на запоминании, сосредоточении, концентрации и подражании. Развитие открытой осознанности момента подменялось распознаванием ситуаций и принятием решений в соответствии с каждой из них. Сосредоточение фокусирует сознание на одном объекте или процессе, отсекая периферийное восприятие окружающего мира. Осознанность – отражает происходящее. Она использует концентрацию, чтобы наиболее полно задействовать пять органов чувств и пробудить внимательность. В этой цепочке, сосредоточение, внимательность и фокусировка – инструменты, а не самоцель, а осознанность – результат и следствие процесса.

«Запоминание алгоритмов боевых движений и их двигательных программ пеленает разум учеников, сковывает необходимостью принимать решения, так как все действия выстроены на базе накопления предыдущего жизненного опыта»

Всё это похоже на односторонне заточенный меч. Осознанность – острая кромка меча, а концентрация – обратная, тупая сторона оружия. Надавливая на толстую кромку, мы даем силу всему лезвию для проникновения в объект -  распознаванию. Это значит, что концентрация содержится в осознанности, и что направив концентрацию на все чувства, и позволяя объекту, окружающей среде или обстоятельствам отражаться в вас, вы позволяете природе говорить самой за себя.

Всё искусство Южного Богомола базируется на способности «присутствовать в настоящий момент». Как только боец начинает привлекать для решения задач логический аппарат мышления, базирующийся на предыдущем опыте, он теряет ощущение настоящего момента. То, что для неискушённого взгляда кажется проявлением «шестого» чувства, в действительности, лишь навык воспринимать изменения в самом начале их проявления – в корне. Всё, что противник делает: его слова, его движение, позиция, мимика лица, направление приложенных усилий отражается в сознании «Богомола». Неискажённое отражение возможно при отсутствии «блоков», как физических, так и ментальных. Поддержание нейтрального, сбалансированного состояния, даже под давлением извне, культивируется в практике учеников с самого начального этапа. Они «научаются» через осознанность быть самим собой, не копируя других.

Перефразируя слова Мастера пятого поколения этого стиля, Джин Фун Марк: «…всё, что необходимо – это чувствовать…», можно утверждать, что Кунг Фу Ю.Б. целиком базируется на физической чувствительности и осознанности. Это искусство не направлено на шлифовании боевых техник, способных справиться с определёнными ситуациями. Процесс обучения состоит в распознавании и реализации, а не в подражании и аккумуляции опыта.

Практическое отражение философии ведения боя по Ю.Б. мы находим в боевых «песнях» стиля (речитативах). Чистота линии передачи знаний в “Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai” позволяют достаточно близко передать то, как видели бой основоположники этого стиля. Прозорливость ушедших Мастеров, задолго до нашего времени, позволила удивительно точно сформулировать базовые концепции применимые к современной трактовке «самообороны». Фрагмент подстрочного перевода одной из песен Ю.Б. выглядит следующим образом:

“ … если не беспокоят меня, я не трогаю другую сторону…
…если линия нарушена (пересечена) и мне угрожают – я атакую первым…
…я атакую до тех пор, пока не распустится «красный цветок» … “

В трёх строках напева, сопровождавшего практику и показательные демонстрации школы, прослеживаются концептуальные положения стиля.
Ментальная и физическая расслабленность, позволяющая без искажений воспринимать окружающую ситуацию.
Нейтральность по отношению к внутренним и внешним изменениям – спокойная готовность.
Опосредственная связь с окружающим, запускающая триггеры опережающих действий. Холодная ярость атаки до получения желаемого результата.
Что отсутствует в этом напутствии из прошлого? Нет разведки, нет даже намёка на соревновательную борьбу и отступление. Старинный «Рэп Богомола» говорит нам: «… будь джентльменом, но при неизбежности физической конфронтации – атакуй первым. Бой должен быть пресечён в кротчайшее время. С противником нельзя драться – его надо бить!»

Принципы (руководящие положения) Ю.Б.

Традиционное (не армейское) обучение Б.И. было тернистой дорогой для учеников, иногда растягивавшееся на очень длинный период времени без всяких гарантий на получение конечного результата.  Через множественное повторение показанного наставником материала, ученик сам открывал для себя «системность» той или иной школы. Лишь на продвинутых ступенях обучения, когда была доказана преданность школе и Мастеру, избранным адептам «открывались» секреты, зачастую, уже познанные ими через пот и кровь, но ещё не обрёкшие вид формулировок. В Ю.Б., для принятых в школу, секретов не было. На первом уроке могли быть произнесены вслух вещи, смысл которых доходил до сознания спустя много лет. Многоуровневую основную форму школы «Сoм Бо Джин» (Som Bo Jin One) начинали практиковать ещё до чёткого понимания её технических элементов. Руководствуясь таким открытым подходом в прошлом, преемник стиля, школа «Джук Лум», строит свою практику через процесс осознанного познания от простого к сложному. Осознанное включение мышц в движение, контроль над разработкой суставов, выставление костной структуры, оптимизация движений, интегрирование внутренней энергии и процесса мышления. Описание элементов практики идёт параллельно, а иногда опережает их физическое выполнение. Такой подход в обучении был бы невозможен без раскрытия ученикам основных положений – концепций, на которых базируется стиль, для того, чтобы вооружить их основными инструментами для культивирования индивидуального мастерства.

Осведомлённое (полное) сознание

Восприятие окружающего полностью включенным сознанием. Подсознание не должно бесконтрольно «всплывать» и вызывать рефлекторные действия. В осознанном состоянии должны быть различимы концентрация и собственно сама осознанность. Концентрация - это сосредоточение на объекте или процессе. Осознанность - это восприятие сознания того, что всё окружающее открыто для отражения в сознании.  До момента «прозрения» невозможно находиться в состоянии полной осознанности без концентрации. Это значит, что концентрация содержится в осознанности. Повышение сенсорной чувствительности всех пяти органов чувств, повышает общую концентрацию внимания позволяя распределять её на все доступные порталы входов информации. При этом, окружающие объекты или обстоятельства отражаются в сознании более чётко, красочнее, выпукло. Природа начинает «говорить» сама за себя.

Течение

Желание находиться в потоке меняющегося вокруг – течь в этом потоке, может казаться правильным, но на самом деле, ведёт к привязанности. В этом состоянии сознание всегда будет на один шаг позади происходящего. Попытка направлять (управлять) происходящее, с другой стороны, приводит к необходимости предугадывать. Здесь, сознание на один шаг впереди ещё не свершившегося. Избегая этих двух крайностей, надо откинуть желание быть, оставив сознание течь вместе с обстоятельствами – непрерывно. То есть, собственно быть, не цепляясь за изменения и не преграждая им дорогу. Лишь единение 2-х систем (вас и всего окружающего вас), снимает противоречие противостояния.

Слежение (наблюдение)

Отстранение своего сознания от изменений вокруг (статическое наблюдение), без участия в потоке происходящего не даёт истинной (неискажённой) картины момента. Действия в таком состоянии обусловлены лишь взвешиванием и сравнением образцов текущего и аналогов прошлого опыта. Стало быть, для распознавания причин и следствий изменений и видения истинно происходящего, необходимо быть в потоке вместе с процессом. Не выделяя одиночных моментов своим вниманием, не концентрируясь на фрагментах происходящего, без предвзятого наблюдения – это то, что даёт истинное понимание окружающего. 

Отражение (размышление)

В чём заключается источник знания того, как действовать согласно течению потока? Откуда поступает понимание того, что адекватное действие именно таково, а не иначе? Какова природа выбора адекватных действий на изменения вокруг? Мы хотим получить вопросы на данные вопросы, используя аналитический аппарат нашего сознания, который, как мы уже установили не пригоден для решения таких проблем. Скорее, ситуация похожа на отражение в большой зеркальной линзе того мира, который улавливают наши пять органов чувств. Способность сознания-зеркала отражать окружающее такова, что оно не выбирает и не притягивает предметы или процессы, оно охватывает всё в доступном радиусе нашего восприятия. Картинка в нём может меняться, так как оно не привязано к отдельному образу или концепции. Без оценочное (свободное) восприятие отражённого возможно, если обратиться внутрь себя. Экран сознания сфокусирует внутрь и сведёт в точку всё «пойманное» нашими органами чувств.  Информация опосредственно войдёт в мозг, управляя адекватными действиями в потоке.     

Объединение (слияние)

Растворить себя в окружающем, значит быть в гармонии с происходящим. Для кого-то это может быть короткая вспышка озарения в критическую ситуацию. Кто-то может наслаждаться объединением с природой продолжительное время, пользуясь результатом целенаправленной практики. Можно течь в потоке меняющегося и видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, адекватно оценивать ситуацию и, всё же, взаимодействовать с природой. Слияние не отменяет существование объекта и субъекта. Только в новом изменённом состоянии сознания, субъект раздвигает рамки своей самости. Он включает теперь в себя многое, что ранее было чужеродным. Границы Мира, где действует закон дуализма, перешагиваются.   

Ю.Б. - это боевое искусство, основанное на чувствительности тела и способности сознания к восприятию, а не на наработке конкретных приемов. Это искусство единения духа и тела, искусство понимания, как психика и тело влияют друг на друга, и как их объединить и скоординировать. Учиться Ю.Б. - это значит распознавать и понимать, а не накапливать знания или искусно имитировать.

Глубинная сущность «Джук Лум» заключается в постоянном движении по острию Настоящего (на – стоящего). Вы должны быть полностью присутствующим, чтобы никаких проблем, никаких размышлений, никакого переживания или страдания, ничего из того, что не является вашим истинным «Я», не могло в вас остаться. Тогда, в Сейчас, в отсутствии времени, ваша самость будет направлена на ведение боя. Вы сами станете процессом победы, так как размышлению и страданиям для существования нужно время, а вы оставили его в стороне.

Мы стремимся к тому, чтобы бой превратить в искусство, которое обязано срабатывать всегда и везде, ибо «…сознание ведёт, а тело следует…».

Игорь Мессинг
Перевод с английского: Екатерина Прямова


П.С. от автора: «В этом коротком материале для журнала я попытался лишь объединить, сформулировать и изложить на бумаге то, что витало «в воздухе» школы моего СиФу Мастера Gin Foon Mark. Прошу прощение перед настоящими и будущими учениками, если что-то мной было пропущено или понято неверно. Теперь – это ваша работа.