Свежий Выпуск

О мобилизации как способе улучшения боевой готовности страны

Опубликовано: 2015-04-07 10:32:27

Проведение в Украине частичной мобилизации волнует буквально каждого. О ней говорят, спорят, прогнозируют потенциальные результаты, однако все равно остается больше вопросов, чем ответов. Так, Президентом Украины был подписан Указ «О частичной мобилизации» от 14 января 2015 года, затем последовал еще один Указ «О дополнительных мерах по обеспечению проведения частичной мобилизации в 2015 году» от 30 января 2015 года, которые предусматривают проведение ряда мероприятий по поддерживанию боевой и мобилизационной готовности страны. Насколько они будут эффективны – покажет время. Пока, лишь, остается анализировать закрепленные нормы, рассматривая права и обязанности граждан, органов государственной власти, предприятий, организаций, вооруженных сил Украины и других военных формирований.

Защита своего государства – это прямая обязанность каждого гражданина страны. Поэтому, согласно ч.1 ст. 22 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» №3543-XII, граждане обязаны явиться по вызову военных комиссариатов для постановки на воинский учет и определения назначения на военное время. Во время мобилизации и перевода Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты на штаты военного времени граждане обязаны явиться в воинскую часть или пункт сбора военных комиссариатов в сроки, указанные в полученных ими документах (ч. 3 ст. 22 Закона №3543-XII). Кроме того, гражданам, которые состоят на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается изменение места жительства без разрешения должностного лица. Невыполнение таких правил влечет за собой ответственность, в частности, уклонение от призыва по мобилизации наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ст. 336 Уголовного кодекса Украины). Причем в самой статье не конкретизируется понятие уклонение, под которым можно понимать как элементарную неявку субъекта в воинскую часть, так и незаконное получение отсрочки.

Также законом возлагается обязанность на гражданина предоставлять в установленном порядке при мобилизации здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, собственниками которых они являются, Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям, Оперативно-спасательной службе гражданской защиты с последующим возмещением государством их стоимости в порядке, установленном законом. Процедура такого предоставления четко не регламентирована. Существует лишь Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», в соответствии с которым изъятие транспортных средств осуществляется районными (городскими) военными комиссариатами на основании распоряжений местных госадминистраций, с учетом объема лимитов, утвержденных Кабинетом Министров Украины. Передача транспортного средства должна сопровождаться составлением актов с указанными сведениями о собственниках, техническом состоянии, остаточной (балансовой) стоимости и других необходимых сведениях, позволяющие идентифицировать транспортные средства. К сожалению, в законе не прописан четкий механизм возмещения стоимости имущества, поэтому этот вопрос должен решается в каждом конкретном случае индивидуально. Стоит так же акцентировать внимание на недавно вступивший в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации», целью которого является закрепление дополнительных прав и гарантий для граждан Украины.

В соответствии с указанными изменениями, теперь за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, но не более одного года, сохраняется место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок. Такая норма приносит работодателям определенный дискомфорт, поэтому реализацию такого права необходимо брать под личный контроль, в случае же незаконного увольнения следует обращаться за защитой своих интересов в соответствующие органы.

Еще одно нововведение касается освобождения на время военной службы от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчётности по налогу на доходы призванных на военную службу самозанятых лиц.  Для реализации такого права необходимо подать лишь заявление и копию военного билета или копию иного документа, в орган доходов и сбора в течение 10 дней после демобилизации. Не обошли стороной изменения и налоговый кодекс Украины – теперь сумма денежной помощи, оказываемая физическим лицам или членам их семей, военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, не включаются до общего месячного (годового) дохода плательщика налогов.

«За призванными на военную службу во время мобилизации, но не более одного года, сохраняется место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок»

На официальном сайте Министерства обороны Украины указано, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 09 апреля 2014 года №111 «Вопросы денежного обеспечения военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период», военнослужащим, призванным во время мобилизации, денежное обеспечение выплачивается в порядке и размерах, установленных для лиц офицерского состава, лиц рядового сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту. На сайте сразу же наводится пример таких обеспечений. Так, минимальное месячное обеспечение рядового со всеми выплатами составляет 2340 гривен, командир взвода (лейтенант) получает 3800 гривен, командир батальона (подполковник) – 5660 гривен. Это конечно выше минимальной заработной платы, но как для профессии, суть которой заключается в защите Родины, не так уж и много.

На сегодня перед государственными органами поставлены задачи по социальной защите и психологической реабилитации лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в Украине. Возложена обязанность организовать работу информационных центров для информирования лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и членов их семей, а также членов семей погибших военнослужащих и работников правоохранительных органов об их правах и гарантии реализации таких прав в Украине, привлекая к такой работе представителей общественных организаций. Правда, все вышеперечисленные планы все еще на стадии начального развития, поэтому о результатах нововведений говорить еще рано.

Подводя итоги, необходимо обозначить, что мобилизация – это тот комплекс мероприятий, который непосредственно направлен на улучшение боевой готовности страны. Проводить такие мероприятия необходимо, опираясь на научную и практическую обоснованность с возложением персональной ответственности за их выполнение. Несомненно, что граждане своей страны обязаны ее защищать, но при этом также не стоит забывать, что органы государственной власти, в свою очередь, обязаны беспрекословно соблюдать права мобилизованных, гарантировать им социальную и правовую защиту, предоставлять финансовую обеспеченность, создавать условия для бесперебойной реализации потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований. Только при взаимодействии всех ветвей власти, добросовестном выполнении своих обязанностей можно надеется на положительный результат. 

Екатерина Зарицкая, Павел Лыска, адвокат