Вопрос 1. Почему Вы решили посвятить жизнь именно этому боевому искусству, и почему рекомендуете это направление боевых искусств детям, молодежи — Вашим ученикам?
Потому что Хортинг — полноконтактный комплексный вид боевого искусства, возрожденный в Украине. Обидно, что наша молодежь, да и не только, хорошо осведомлены об истории «Восточных» и «Западных» единоборств. Мы много знаем об «Дзю-дзюцу», «Дзюдо», «Каратэ», «Айкидо», «Тэквондо» и т. д. Ради справедливости стоит заметить, что многие тренеры сами не очень глубоко разбираются в восточной философии, заставляют учеников слепо копировать не свойственную европейскому человеку ритуальность. Хортинг стимулирует меня глубже изучать историю «Славянского спортивного боевого искусства», которое по сравнению с восточными системами единоборств не менее интересная, а даже более эффективная. Древнеславянское боевое искусство отличается от «западного» и «восточного» особой духовностью, гуманизмом, пронизана высоким чувством патриотизма. Никогда не противопоставляла себя обществу. Мои ученики знают, что борьба — это наш национальный вид спорта, берущий свое начало в системе боевых искусств — «Тризна» — погребальный обряд языческих славян — торжественное прощание с погибшим. Обязательный элемент обряда — борцовские поединки.
Хортинг — универсальный вид спорта, дающий гармоническое физическое развитие. В полном объеме в Хортинге задействована ударная техника руками и ногами, применяется арсенал практически всех видов борьбы.
Вопрос 2. Н а что больше упор в тренировках — на соревновательную сторону или прикладную?
Упор в тренировках зависит от ряда факторов:
1. Уровень подготовки спортсмена;
2. Время тренировок: внесезонная тренировка, предсезонная подготовка, в сезон соревнований, пиковая.
3. Цель занимающихся. Некоторые по ряду причин никогда не будут участвовать в соревнованиях, но это не значит, что двери зала для него закрыты. Мы еще никому не отказали в занятиях, при наличии разрешения врача. Самое главное в наших тренировках: постепенность в достижении целей, выработка сплоченного командного духа, взаимопомощь, взаимовыручка в коллективе.
Вопрос 3. К акие мероприятия в Вашей федерации практикуются в качестве воспитательного процесса — летние лагеря, походы, коллективные игры, контроль успеваемости детей в школах и т. п.
Воспитательные мероприятия в секции Хортинга основываются на всестороннем гармоничном развитии учеников. Укрепления их здоровья, привития у них принципов ведения здорового образа жизни. Уважения старших, воспитание у них высоких морально-волевых и эстетических качеств. Воспитание высокого чувства патриотизма.
Исторический аспект в воспитательном процессе занимает особое место. Ребята воспитываются на примерах как древней истории, так и на современных примерах. Они знают о популярности борьбы на территории Украины с древних времен. Изображение борцов в разное время и в разных регионах — эпоха бронзы в Крыму, скифские курганы на Херсонщине (IV ст. до н. э.), на рукоятке меча в Львовской области, в славянском могильнике (I ст. н. э.), на фресках в Софиевском соборе г. Киев (ХI—ХII ст). «Кочующие борцы», Иван Поддубный, Александр Медведь, Вячеслав Олейник, Ирина Мельник-Мерлени. На таких примерах я воспитываю, со своим тренер-
ским штабом, учеников.
Трудно переоценить в воспитательном процессе общение с ребятами вне тренировок. В прошлом году было организовано два летних лагеря на Черном море. Из-за финансовых трудностей они были не столь продолжительны, как хотелось бы.
Много времени уделяется на общение с родителями. Что дает возможность лучше узнать ученика. Как правило, вопросы дисциплины и успеваемости у посещающих секции Хортинга остро не стоят, это прилежные ответственные ребята.
Вопрос 4. К то был Вашим первым Учителем в боевом искусстве; на кого из Ваших учеников могут равняться остальные Ваши ученики и почему?
Хортинг — молодой вид спорта. И на сегодня в Украине нет универсального тренера, одинаково профессионально владеющего ударной и борцовской техникой. Я эти техники осваивал в разное время в разных местах и имел возможность тренироваться у замечательных тренеров. Несмотря на достигнутые успехи, ребята своим отношением к тренировкам по-прежнему подают хороший пример остальным. Являются настоящими лидерами секции.
Вопрос 5. С колько клубов работает в Вашей областной федерации?
Клубов в Киеве — 11, в скором времени присоединятся еще 2. Лучшая тренерская работа по итогам всех соревнований — Сергей Грабовский, Анатолий Козлов, Максим Школьник, Владислав Потапов (все — СК «Оберiг»), Сергей Пантеус (СК «Восход»).