Что такое аттестация Ниппон Кэмпо. Принципы и правила аттестации и сертификации Ниппон Кэмпо
Не мы идем по пути, а путь идет через нас…
Сузуки Тантаро
Ниппон Кэмпо: Отношения между учеником и учителем
В японских искусствах ученик (Deshi) и учитель (Sensei) пребывают в особых отношениях (синтэй) между собой. Это характерно всем восточным практикам, будь то Путь Чая (茶道 са-до/тя-до) – искусство красиво проводить время за чаепитием, Путь Самурая (Буси-до) – искусство умирать за хозяина или Кэмпо-будо (Путь воина) – искусство побеждать. В самом названии ученика Deshi (de – младший брат, shi – ребенок) – заложена особая специфика духовной связи между учеником и учителем. Это – совершенно другие отношения, чем те, которые существуют в спорте между спортсменом и тренером. В восточной философии принято считать, что настоящий опыт и правильные знания невозможно получить, обучаясь по толстым книгам, видеокурсам или даже посещая тренировки. Только учитель(сенсэй) может показать, поделиться и раскрыть все тонкости практики конкретного Пути, сделать из ученика Мастера, который может сам стать сенсэем..
Ученики Пути (окудэн) отличаются от тех, кто изучает отдельные приемы (омотэ). Однако, чтобы стать окудэном, нужно начинать от простого ученика, который изучает просто технические действия.
Как оценивается ученик в Ниппон Кэмпо
В настоящее время в Японии в Ниппон Кэмпо ученик любой степени оценивается по трем следующим критериям:
• знание техники и законов Пути
• личные качества и ответственность
• вклад практикующего в свою практику и отношение к делу.
Если у ученика отличная техника, выдающиеся способности, но отношение к занятием пренебрежительное, заносчивость и гордыня доминирует, то учитель оценит такого ученика очень низко. Ученик Кэмпо не только должен быть мастером в технике, но и мастером в жизни. Сенсэй всегда будет руководить внутренней работой ученика над собой и своим характером.
Поначалу новички (белый пояс), занимающиеся рукопашным боем, прилагают огромные усилия, чтобы в поединках, спорах о правоте и неправоте и т.д. показать себя, заслужить признание и убедить, что их знание достойны того, чтобы они поднялись на более высокую ступень обучения. И для этого была создана система экзаменов и тестов, на которых, пройдя через стресс и испытания, ученик мог бы показать понимание техники и свои полученные навыки. Но не в этом главное. Послеэкзаменационный период очень важен. Учитель следит за отношением ученика к выбранному Пути. Следит за всем, что касается ученика: за его поведением, отношением к жизни, к окружающим его сильным и слабым людям. Один ученик начинает гордиться и хвастаться своим достижением, другой начинает обижаться на занижение его способностей. Результат экзамена, результат оценки создает предпосылки внутреннего конфликта в душе у ученика. И то, как этот конфликт будет решен им самим и является, по сути, самым главным экзаменом!
Если, как считает учитель, ученику, занимающемуся Ниппон кэмпо, не дано преодолеть внутренние противоречия своего характера и постичь искусство Пути, учитель не будет обучать его философии Жизни, как бы умело тот не владел техникой боевого искусства и каких бы успехов ни добивался в физическом развитии и в технике.
Система градации поясов и отличий Ниппон Кэмпо и плата за экзамен
Система градации поясов ведет свою историю от старинной школы боевых искусств – бугэй, предшествовавшей будо. Здесь мастер вручал своим ученикам письменные рукописные свитки (makimono) – сертификаты. Эти свитки были самым ценным достоянием стиля боевых искусств (рю). Макимоно или грамоты, были пронумерованы от одного до пяти. Высшая грамота – «мэнке кайдэн». Ее вручали за познание всех секретов школы. Обладатель этой грамоты становился преемником стиля. Основатель дзюдо Кано Дзигоро, заимствовал эту систему в своей школе боевых искусств. Позже, основатель стиля Сетокан каратэ-до, мастер Гитин Фунакоси ввел точно такую же систему квалификации для своего стиля каратэ.
Мунэоми Саваяма, основатель Ниппон Кэмпо, также ввел систему градации и отличий начальных учеников (белые пояса), и старших учеников (коричневые и черные пояса). Процедура аттестации Ниппон Кэмпо – платная. Для поддержки материального положения школ Ниппон-Кемпо, создания общей тренировочной материальной базы, а также финансирования проведения семинаров с приезжими мастерами других единоборств и школ, была введена оплата за экзамен с вручением прошедшему испытание пояса определенного цвета. Оплата за экзамен в Ниппон Кэмпо никоим образом не гарантирует прохождение сертификации и получение желаемого учеником пояса. Экзамен проводится непредвзято и беспристрастно, а плата лишь является доказательством того, что ученик действительно хочет совершенствовать себя и свое искусство Ниппон Кэмпо.
Иерархия Ниппон Кэмпо и ранговая градация учеников Ниппон Кэмпо
Ранговая градация – это оценка уровня совершенствования человека в процессе занятий Nippon Kempo. Эта оценка базируется на концепции Син-Ги-Тай (Единении Духа – Техники – Тела), т.е. аттестуемый должен продемонстрировать силу духа, техническую подготовленность, проявленные посредством четких и отточенных действий тела. Син-Ги-Тай охватывает все человеческое бытие: физическое, моральное и духовное.
Когда учитель обучает своих учеников, со временем складывается естественная иерархия, которая нужна для дальнейшей передачи знаний и без которой невозможно привить ученикам навыки надлежащего поведения. Будо (путь воина) начинается и заканчивается с этикета (reigi)! Эту иерархию символически отражает система рангов (кюдан); она включает следующие уровни квалификации: муданся, юданся и коданса. На каком бы уровне ученик не находился, он обязан вести себя в соответствии со своим званием, подавая пример всем нижестоящим и стремясь достичь следующего звания. Но не «гнаться» за поясами, а помнить поговорку: «Лучше быть белым поясом на фоне черного, чем наоборот», смысл которой – “лучше быть худшим из лучших, чем лучшим из худших”.
Степени аттестации Ниппон Кэмпо
Kohai (кохай) – степень младшего ученика, является основой иерархии в боевых искусствах. К младшим ученикам относятся все обладатели степени Кю (муданся), то есть и начинающие ученики, и те, кто набрался некоторого опыта. С ними в основном занимаются старшие ученики, и редко мастера. Уровень кохая в Ниппон кэмпо 10 – 4 кю, цвета поясов 10-8 – белый (цвет пустоты и чистого листа), 7 – кю – желтый пояс (цвет начало восхождения, «первый пот»), 6 – кю- оранжевый пояс (четкое становления начала), 5 – кю – зеленый пояс (цвет начало зарождения первых навыков, «восход первой травы»), 4-кю – темно синий пояс (появление твердых намерений и ясного понимание).
КЮ |
Разряд, ученические |
Пояс |
ХАТИ-КЮ |
8 |
Белый |
СИТИ-КЮ |
7 |
Желтый |
РОКУ-КЮ |
6 |
Оранжевый |
ГО-КЮ |
5 |
Зеленый |
ЁН-КЮ |
4 |
Темно-синий |
САН-КЮ |
3 |
Светло-коричневый |
НИ-КЮ |
2 |
Коричневый |
ИККЮ (ити-кю) |
1 |
Темно-Коричневый |
ДАН |
Мастерские ступени |
Пояс |
СЁ-ДАН |
1 |
Темно-Коричневый |
НИ-ДАН |
2 |
Темно-Коричневый |
САНДАН |
3 |
Черный |
ЁН-ДАН |
4 |
Черный |
ГО-ДАН |
5 |
Черный |
РОКУ-ДАН |
6 |
Черный |
СИТИ-ДАН |
7 |
Черный |
|
и т.д. |
|
Sempai(семпай) – ключевое место в иерархии школы, старшие ученики. Они – связующие звено (юданся), между сэнсэем и всеми учениками. Именно сэмпаи являются основными в обучении начальной техники молодых учеников. Обучая других, они воспитывают сами себя и учатся сами. В то же время они являются подлинными хранителями традиций; они воплощают дух будо, учат правильному этикету и надлежащему поведению. Своим поведением они показывают пример всем стоящим ниже его в иерархии и следят за тем, чтобы их ученики, глядя на него, учились правильно вести себя. Сэмпай полагается не столько на технику, сколько на силу духа, и именно силу духа он старается воспитать в своих учениках. Уровень сэмпаев в Ниппон кэмпо от 3 кю (коричневый пояс), до 2 дана(черный пояс). На этом уровне в Ниппон кэмпо принято проводить большое число поединков в богу ваза (защитной экипировке).
Sensei (сенсэй)– мастер передачи знаний, обучившийся ранее. Все свои знания передает старшим ученикам, накопленные на стадии коданся, и доверяет старшим ученикам обучать начинающих. Сэнсей следит за преподаванием семпаев, и не вмешивается в процесс обучения. Однако, корректирует работу сэмпаев, если те явно ошибаются и нарушают равновесие, допуская неоправданные акценты в своих занятиях. Уровень сэнсея от 3 Дана (черный пояс) до 5 (Дана). Постоянная практика богу ваза (поединков).
Shihan (шихан)– лидер, тот кто ведет вперед. Уровень от 5 Дана и выше. Это титул, то, что применяют в обращении другие сэнсеи.
Kaincho (кайнчо)– глава школы или организации, должность. Постигший все аспекты Пути, школы.
Hanshi (ханши)– достойный подражанию, высшие достижение в боевых искусствах, большой мастер, наставник высших мастеров.
Быть учеником Пути означает подняться на ступень «ха», принять неуклонное решение следовать этим Путем в жизни и, выдержав непрерывную борьбу, соответствовать этому вызову.
Видео экзамена Ниппон Кэмпо 2015, который прошел в Киеве
Больше видео здесь.
Источник: https://nipponkempo.com.ua/article/attestatsiya-nippon-kempo/