Для современных спортсменов не всегда понятен такой восторг людей средних лет от упоминания слов «каратэ», «кунг-фу». Вряд ли кого удивишь разбиванием предметов, да и ритуалами в восточных единоборствах. Эпоха ММА, с одной стороны, стала возможностью для многих школ боевых искусств продемонстрировать свой технический арсенал, но с другой – обезличила и стандартизировала школы единоборств.
Невозможно однозначно сказать, что это плохо, но пропала некая загадочность, принадлежность к чему-то высокому, пропало ощущение того, что твои занятия дают тебе нечто большее, чем простой навык наносить удары или бросать, нечто большее, чем обладание хорошей физической формой.
Не могу говорить за всех, да и не всегда именно эти цели надо ставить при занятиях боевыми искусствами, но могу точно сказать, что есть люди, ушедшей эпохи, для которых тоже каратэ было нечто большим, чем просто спорт или боевое искусство.
С одним из таких людей, я недавно беседовал. Этот человек не признает себя легендой отечественных боевых искусств, хотя и пронес это боевое искусство через всю свою жизнь, стал для многих примером стойкости духа и самоотдачи при занятии любимым делом.
Я хочу представить вниманию читателей Олега Алексеевича Цоя, обладателя 6-й Дана Японской организации Каратэ-До Маруошикай (JKMO), мастера спорта СССР, вице-президента СПК «Раменки» (г.Москва)", главного тренера сборной России по каратэ 1996-2001 г.г., главного тренера СПК "Раменки" и РОО "Союз Каратэ-До, неоднократного победителя турниров "Каратэ все звезды СССР", чемпиона Москвы 1991г., призер всесоюзных и международных турниров, призера Кубка СССР 1991г., призера Открытого Чемпионата Дании 1991г.
Н.С.: Олег Алексеевич, вы - живая легенда в мире восточных единоборств и, в особенности, в мире каратэ, а с чего началось ваше увлечение боевыми искусствами и, в частности, каратэ?
О. Цой: "Живая легенда" - громко сказано, я просто человек, который посвятил большую часть жизни изучению боевых искусств, в частности каратэ.
Каратэ я начал заниматься с декабря 1976 года, когда жил в г. Прохладный в Кабардино-Балкарской Автономной Республике. В то время в кинотеатре шел фильм "Большое приключение Зорро", в котором слуга Зорро демонстрировал технику кунг-фу. На меня это произвело большое впечатление. Были мы тогда в кинотеатре с одноклассником Хан Русланом и его старшим братом Робертом, который учился в ВУЗе в Новочеркасске и дружил с тренером по каратэ. Руслан мне говорит: "Давай попросим Роберта, пусть покажет нам азы".
И вот, как - то вечером я зашел к ним в гости (мы жили по соседству) и Роберт нам 3-4 часа рассказывал и показывал как тренируются каратисты. Самое интересное то, что Роберт сам занимался не каратэ, а борьбой, но при этом умудрился стать чемпионом Новочеркасска среди студентов по боксу, что говорит о его разностороннем развитии, и он просто ходил на тренировки по каратэ в гости к другу. Но как ни странно, он очень четко и красиво мог продемонстрировать удары ногами: еко, маваши, мае и уширо, показал разминку и подготовительные упражнения, которые отрабатывали каратисты на тренировках. И я спустя много лет понял насколько правильно он нам показал траектории ударов ногами, благодаря его природной пластике тазобедренных суставов, правда удары руками были боксерские.
Вернувшись домой ночью, я до утра шил боксерский мешок из поливных дерматиновых шлангов, а утром набил его песком и опилками, повесил у себя во дворе на абрикосовом дереве и пошел спать. С того дня я занимался по 6-8 часов в день отрабатывая удары ногами которые показал Роберт. Мне снились тренировки и новые удары ногами: микадзуки, уширо маваши гери, уширо с разворотом (это я потом узнал названия).
В раннем детстве я переболел острым ревматизмом, какое-то время не чувствовал ног и не мог ходить, 7 лет состоял на учете в поликлинике. У меня было освобождение от физкультуры, которое я долго не показывал учителям, но как-то по телевизору показывали финальный матч ЧМ по хоккею СССР-ЧССР, а у нас был урок физкультуры и я отдал освобождение от уроков учителю, после чего меня перестали пускать на уроки физкультуры, если они были связаны с бегом.
Но, не смотря на освобождение, я ходил в секции баскетбола, волейбола и футбола втайне от врачей. Сняли меня с учета только в конце обучения в 7 классе.
Я тогда жил в Чечено-Ингушетии где и родился, там моя медицинская карта была толщиной 10-15 см, но когда переехал г. Прохладный никому не стал ее показывать, ни в школе, ни в военкомате, даже выступал на всех соревнованиях: городских и республиканских по волейболу, футболу, баскетболу, пулевой стрельбе, ГТО, настольному теннису, военно-прикладному троеборью и многих других, но каратэ стало для меня смыслом жизни и основное время я уделял изучению и совершенствованию техники этого единоборства, даже когда оно было под запретом.
В то время, конечно, информации было очень мало и приходилось высасывать все, как говорится "из пальца". Помню первые видео в начале 80-х, для меня это был целый кладезь знаний. Тогда я приезжал в центральную школу в январе 1981 г. на Цветном бульваре к Виталию Паку, где впервые увидел известных на всю страну каратистов Шин Олега Алексеевича, Шаповалова Сергея, Мансура Шелковникова, Юру Ступенькова и многих других каратистов. Меня тогда очень впечатлила техника Виталия Васильевича Пака: скорость удара, концентрация, я тогда подумал: «Когда же и у меня так будет получаться?».
С тех пор прошло 30 с лишним лет долгих тренировок, многое открылось по-другому, а сколько еще впереди... Чем больше и чем глубже ты погружаешься в изучение каратэ, тем больше понимаешь, что предела нет, и главное не надо торопиться.
Н.С.: Сейчас среди каратистов популярны разговоры о, в большей степени, китайских корнях каратэ, некоторые даже говорят о нем, как о китайском единоборстве, что вы думаете по этому вопросу?
О. Цой: Вы знаете, я особо глубоко не изучал историю происхождения каратэ, читал ту литературу, которую наверно читали многие. Да, скорее всего корни каратэ произрастают из Китая, другое дело насколько оно изменилось, попав на Окинаву, а затем в Японию.
Корни одни, методики (стили) разные, я думаю, огромную роль сыграли люди, которые эти методики разработали, их талант и их дар, которыми их наделила природа. По моему восприятию, мне всегда больше нравились японские боевые искусства: внутренняя дисциплина, выверенные движения, строгость в исполнении ритуалов, что не маловажное значение имеет в боевых искусствах.
В кюдо, кендо, сумо, айкидо и т.д. есть какая-то недосказанность в движениях, которую можно понять только при длительных и тяжелых тренировках, и в тоже время внешняя простота движений. Любой практик может подтвердить, чем замысловатее движение, тем легче попасться на контрприем. Китайские техники в большинстве напоминают гимнастику, хотя я думаю, что есть внутренние стили, которые можно отнести к боевым.
Некоторые стили китайские и японские хороши на практике с небольшими противниками, так исторически сложилось, они развивались в своих регионах, и на практике с крупными противниками их крайне тяжело применить, особенно если они основаны на высоких стойках и серийных наработках.
Я 30 лет прожил на Кавказе, где большое количество от природы больших и физически сильных людей, которые, как правило, неплохо борются и любое сближение с таким противником, не владея сокрушительным ударом, чревато. Лично мне ближе методика развития "иккен хисатцу".
Н.С.: Используете ли вы приемы или методики тренировок из других единоборств, если да, то что именно?
О. Цой: Что касается изучения других видов единоборств, то мне нравится хороший бокс, дзюдо, борьба, все где есть школа, какое-то время я для себя изучал бокс (у меня двоюродный брат мастер спорта СССР), изучал немного борьбу (очень много друзей мастера спорта СССР, МСМК, ЗМС), хапкидо, тхеквондо, но когда я стал изучать школу каратэ из первоисточника, я почувствовал что все остальное мне мешает, теряется цельность: при захватах развиваются другие мышцы, которые мешают мне наносить скоростные удары, ты становишься более тягучим.
На самом деле в традиционном каратэ есть все что необходимо. Для спортивного каратэ конечно нужна другая подготовка, я 7 лет был тренером сборной России WKF (WUKO). В основном использовалась методика легкоатлетической подготовки (спринтеров и прыгунов) так как в спортивном каратэ очень важны скоростные перемещения на ногах, для рук применялись обычные упражнения со своим весом (отжимания, прыжки, бег, подтягивания).
В традиционном каратэ важны кихон и ката. Очень важно развивать внутренние мышцы и дыхание, внутренние усилия и здесь ката незаменимы. Именно через ката развивается мягкая сила и когда это происходит, ты понимаешь что вес не играет особого значения, поэтому в традиционном каратэ нет весовых категорий.
Я со временем начал понимать высказывание "оставаться верным стилю", оно на самом деле имеет очень глубокий смысл.
Н.С.: Сейчас, буквально, бум смешанных единоборств, бразильского джиу-джитсу и грэпплинга, в связи с чем, от многих адептов традиционных стилей, можно услышать нотки критики в адрес указанных единоборств. Часто говорят, то это и не боевые искусства вообще, на что сторонники ММА или БДД, часто, отвечают в духе: выйдете на ринг, и там посмотрим кто сильнее. Как вы разграничиваете категории этих единоборств и как относитесь к идее смешанных единоборств, которой, по сути, уже не одна тысяча лет.
О. Цой: По моему мнению, ММА относится к зрелищным видам спортивных единоборств (хотя я с трудом это отношу к спорту). Я всегда думаю, что человек будет делать после 35-40 лет, у меня много знакомых возрастных боксеров, которые по голове гораздо меньше получали, но чувствуют последствия очень негативные.
Но, ничего не поделаешь: признан видом спорта, значит, имеет место быть. Традиционное каратэ я не отношу к видам единоборств, оно как раз развивает вашу готовность работать на 360 градусов, даже против нескольких противников, идея каратэ заключается в том, чтобы тратить на техническое действие доли секунд, любое завязывание с одним противником будет плачевным.
В ринге боец ММА, заточенный на одного противника и физически сильный, имеет большие шансы на победу используя правила ММА и большую физическую силу, но в жизни против двух и более противников у каратэ, я думаю, шансов больше, благодаря умению наносить сильные удары в разных направлениях за доли секунд, другое дело, что не все могут дойти до этого уровня, но сама идея и методика подготовки направленна именно на это.
У меня есть знакомый командир спецназа, так вот он говорит, что во многих случаях на практике при захватах и нейтрализации групп, они анализировали и пришли к мнению, что каратэ самое подходящее средство.
Н.С.: Что для вас наиболее ценно в каратэ? Что вы подвергаете критике в этом единоборстве и почему?
О. Цой: На первоначальном этапе каратэ требует больших физических усилий, как правило, каратэки очень много времени тратят на силовую подготовку, и это правильно, пока ты молод нужно параллельно выполнять силовые упражнения, закладывать фундамент. Со временем, если ты уловишь суть каратэ, ты переходишь больше на внутреннюю работу, твоя техника и сила продолжает развиваться до преклонных лет, при этом, сохраняя скорость.
Я отношу каратэ все-таки к внутренним стилям (видам) БИ. Последние 10 лет я практически не выполняю силовых упражнений за исключением упражнений на пресс (30-50 повторений) и отжимания (один два подхода по 30 раз 2-3 раза в неделю), но при этом, я уделяю много времени кихону (глубокому разбору), ката и работе на макиваре, а также кихон кумитэ. Основная работа построена на дыхании, гораздо меньше устаешь, а удары становятся мощнее, при этом скорость не теряется, ощущение, что становишься гораздо сильнее, чем в молодости. Не знаю, что будет дальше, но пока вот вижу такие изменения, желание заниматься становится еще больше. Поэтому мне кажется в этом вся ценность каратэ, что развитие силы и техники с возрастом не прекращается, а наоборот улучшается, надеюсь, это сохранится лет до 65, а далее надо поддерживать форму (до 75).
В спортивном каратэ, в котором не надо особо углубляться в технику, школу, т. д., а достаточно подстроиться к правилам соревнований, хотя зная хорошо школу у тебя больше шансов показать хороший результат на соревнованиях при всех прочих данных.
Спортивное каратэ имеет как минусы, так и плюсы: массовость, здоровье, привлечение детей юношей к спорту, уводит их с улиц в залы. Спортивное каратэ одно из самых массовых видов, доги и додзе (зал), - все атрибуты.
Как-то очень давно разговаривая со своим учителем сенсеем Сасаки, я поинтересовался: как много сильных каратэк в Японии (учителей)? Он сказал, что тех, кто понимает традиционное каратэ не так много, тогда я был очень удивлен его ответу. Сейчас, спустя много лет, мне приходит мысль, что на самом деле он не лукавил, хороших учителей, как и хороших докторов или других специалистов высокого класса не так уж много. К сожалению, у нас в стране нет сильной централизованной инструкторской школы каратэ, а занимающихся более чем достаточно, к тому же, очень много инструкторов с коричневыми поясами, хотя инструктор должен быть на уровне 3 дана, поэтому авторитет каратэ у нас в стране невысок, особенно у сторонников бокса, борьбы, ММА, тайского бокса. Но поверьте мне, каратэ хорошего уровня - более чем достойный вид БИ.
Н.С.: Что можно было бы взять из каратэ для системы физического воспитания, например, школьников и, в целом, с чего стоит начинать заниматься детям на ваш взгляд?
О. Цой: Что касается роли каратэ в физическом воспитании школьников и подростков, то я считаю переоценить роль каратэ в этом невозможно. Для здоровья и гармоничного развития детского организма я бы поставил каратэ на третье место после бега и плавания (не имею в виду большой спорт). Развитие координации, очень много зеркальной работы, т.е. равностороннее развитие, воспитание силы воли, ловкости, чувства дистанции, контроля, работа босиком на полу, также очень полезна для здоровья (массаж стоп), вырабатывается хорошая осанка, ритм, скорость мышц, скорость мышления и многое другое.
Важно начинать в игровой форме и очень дозированно, нужна работа со своим телом, исключая отягощения (минимизируя риск травм), далее приучать к порядку, организованности, самодисциплине, терпению, развивать силу воли, чувство справедливости, доброты, благородства. Все это развивается со временем через определенные кихоновские упражнения и ритуалы, которые очень важно соблюдать. В ритуале заложен глубокий смысл, сначала ты это делаешь неуклюже, тебе это не привычно иногда нестерпимо больно, но постепенно с техническим ростом приходит осмысление ритуалов и уже через тело голова начинает понимать какое значение имеет правильный поклон додзе, учителю, партнеру, противнику, ведь каждый поклон имеет свой смысл, свой ритм, паузу, в этот момент внутри происходят химические реакции которые понимают те, кто учтиво на протяжении многих лет исполняет ритуал. В поклоне заложено много того, что пригодится в жизни (вспомните очереди за едой и водой после трагедии Фукусимы, я думаю, вы уловите мою мысль). Я многие годы наблюдаю за своими старшими учениками, они гораздо сдержаннее, спокойнее, учтивее многих своих сверстников.
Н.С.: Как каратэ влияет на моральное воспитание, на ваш взгляд, насколько уместны многие ритуалы в данном единоборстве для человека западного склада ума?
О. Цой: Я думаю, не играет особую роль западный ты человек или восточный, хорошее нужно перенимать отовсюду. Конечно восточный человек в какой - то мере получает это с молоком матери, но и западные люди похоже воспитывались в XIX веке (лорды, князья), по крайней мере честь, уважение, достоинство, терпение, благородство, были всегда в почете у нормальных людей. В каратэ многое зависит от учителя, если взять известный в России Новосибирский клуб "Успех", то в нем можно увидеть, что когда вы заходите в него вы с порога чувствуете атмосферу уважения, доброты, почтения и все начинается с поклона!
Н.С.: Как вы считаете, в чем такой успех знаменитого каратиста Л. Мачида в «восьмиугольнике», который, кстати, является представителем «традиционной» школы каратэ, естественно, с некоторыми дополнениями в технике?
О. Цой: Я видел выступления его по традиционному каратэ, не скажу что он был чистым традиционщиком, вернее, его техника ударов рук была больше похожа на спортивное каратэ нежели на традиционное, это нюансы о которых долго можно говорить, все равно будет не понятно, это нужно показать. Вообще традиционное каратэ тоже деградировало со времен Накаямы сенсея, расцвет традиционного каратэ 70-90 годы, последние 15 -17 лет уровень традиционного каратэ, на мой взгляд, упал. Сенсей Сасаки говорит, что молодые каратисты стали гораздо меньше тренироваться, если во времена его молодости они били по макиваре по 500-1000 ударов, то современная молодежь бьет по 100, а то и меньше, это к примеру. В каратэ есть выражение "бить от всего сердца", сейчас это редко увидишь. Это как Советский хоккей и Российский хоккей. Во времена Харламова игра была от "всего сердца".
Успех Мачиды в "восьмиугольнике": его работоспособность, хорошее чувство дистанции, которое он приобрел в каратэ и момент удара, который он хорошо использовал в своих боях, но говорить, что он использовал традиционную технику каратэ, я бы не стал.
Н.С.: Какое будущее каратэ и восточных единоборств вы прогнозируете в современном спортивном мире?
О. Цой: Последние 17 лет каратэ стоит на пороге вхождения в программу Олимпийских Игр, на самом деле это, наверное, самый массовый вид спорта, более 200 стран входят в WKF. Сейчас наибольшие шансы чтобы каратэ стало Олимпийским в 2020 г. в Токио. Для каратэ это будет с одной стороны хорошо (поддержка государства, финансирование, развитие спортшкол), с другой стороны традиционное каратэ умрет (в программу не войдут соревнования по ката). Спортсмены будут подстраиваться под правила, которые далеки от совершенства (после 2000 г. они сильно изменились не в лучшую сторону), никто из спортсменов не будет работать над школой, будут обходиться 3-4 ударами.
Источник:http://superkarate.ua/viewnews/intervyyu-s-legendoy-karate-olegom-coem