Тренер. Сенсей. Кто такой – сенсей для человека, который хочет обучаться рукопашному бою. Как найти тренера по рукопашному бою. Роль тренера по рукопашному бою в обучении.
Сомнение – полпути к мудрости
(Публилий Сир)
Скоро осень. Эта пора года всегда ассоциируется с началом нового этапа саморазвития и обучения. Так повелось в нашей стране: пришла осень, пора в школу, институт, одним словом, пора учиться. Старшие ведут в школу младших. Родители – своих детей. У
всех возникают мысли: ну вот, сейчас начну меняться. Начну умнеть, развиваться, по утрам бегать, заниматься. Все или, по крайней мере, большинство надеются на изменения. Основная же цель – найти нужного учителя. Ведь мы понимаем, что без хорошего учителя все бессмысленно. На учителя надеются, как на хорошего врача, он вылечит, он научит, он заставит!
Сенсей
В японских традициях тренера по рукопашному бою, называют Сенсэй 先生 (Sensei). Сенсей – это не просто учитель, это учитель Пути (Do) или мастер. Понятие «Учитель» имеет в азиатских культурах несколько иной смысл, нежели в Европе. В Японии и других странах Азии учителем считается не тот, кто передает ученикам знание или опыт, а тот, кто указывает Путь. Для этого он прибегает к помощи искусств (джитцу). Стремится не только прививать ученикам навыки, но и воспитывать определенное критическое мышление, что позволяет им обрести Путь. Поэтому учение (Oshi) – не просто обучение физическим навыкам спорта «рэнсу», но и комплекс, развивающий личностные качества человека «гэйко».
Понятие Sensei или «человек, прошедший Путь раньше» относится исключительно к человеку, уже обретшему Путь, знающему, какие препятствия могут поджидать учеников, и готовому помочь справиться с этими преградами. Однако, его слова будут осознаны лишь в том случае, когда занятия «гэйко» посвящены реальной методике и базируются на принципах эффективности, результативности и безопасности.
Учитель Пути – это не учитель в традиционном понимании этого слова!Он не использует оценочных суждений, не определяет достоинства и недостатки, не внушает ученикам догматичных истин. Он не признает выводы, которые нужно принимать на веру. Он открывает ученикам Путь к их собственному пониманию и видению ситуации.
Преподавание предполагает влияние учителя на учащегося. Если Вы пришли на занятия единоборствами или самозащитой, а перед Вами “мастер” с большим животом, рыхлым телом, то это то же самое, что лечение зубов у стоматолога с гнилыми зубами.
Эффективная система обучения
Основные требования к системе обучения во всех японских единоборствах базируются на пяти составляющих: Учение, Учитель, Ученики, Метод, Атмосфера или «Дух». И являются основой любой системы обучения.
- Учение (то, чем вы хотите заниматься, или рекомендовать кому-то).Проанализируйте информацию: систем самозащиты и единоборств в мире множество. Как определить, что лучшее в сфере самозащиты? Все просто. Посмотрите на развитые страны и их технологии. Какие страны в мире в топе по технологиям и уровню здорового образа жизни населения. Ответ прост. Одно из главных мест – Япония. Эта страна не только лидирует в сфере здорового образа жизни, но и в отношении населения к миру единоборств.
- Ученики. Посмотрите отношение учеников к учителю в странах Азии (Китай, Япония), и Вам все станет ясно. В Японии, если хотят подчеркнуть почтение к человеку, его именуют Учителем. Воспитание в Японии является самым ценным продуктом их технологий. Воспитание дарит жажду знаний и жизненный Путь.
- Метод. Чтобы знать метод обучения, должны присутствовать знания, умноженные на личный опыт. Если инструктор без соответствующего образования, нахватался различных поверхностных терминов на семинарах, и у него нет ни видео, ни фотоматериалов, подтверждающих его квалификацию (где учился, у кого и сколько времени, его Путь в мире самозащиты), знайте – перед Вами мошенник! Основой оценки любой системы единоборств является не сама система, не современный спортивный зал, а Учитель, который при помощи данной системы совершенствует своих учеников.
- Атмосфера. Когда ученики приходят в «додзе», они приходят из «своего» внешнего мира. И если ученик не оставит свои мысли и эмоции перед порогом «додзе», то ни опытный учитель, ни созданная атмосфера, где ученик постигает свой Путь, сами за него этого не сделают. Поэтому, в японских системах единоборств четко выполняется понятие этикета «рэйги». Если Ваш учитель обучался в Японии или мастеров из этой страны, он будет соблюдать регламент процедуры начала и окончания занятий, как это делают в Японии. Когда Вам говорят: что наша система имеет японские корни, а инструкторы не понимают основ этикета, понятий и значений терминов – это самозванцы! Очевидно, что мы славяне, и даже если будем есть рис каждый день, то японцами не станем. Но существуют технологии. Когда мы хоть немного приблизимся к пониманию искреннего уважения учителей и старших, да и просто в уважении друг к другу, и у нас начнут учиться сами японцы, тогда можно менять правила. А пока, мы должны учиться у лучших! Дружить нужно с отличниками, а не с двоечниками.
- «Дух». Это понятие очень многогранное и его сложно описать. По окончанию занятия у многих наступает внутреннее изменение осознания (Satori). Четкое ощущение познания между истиной и ложью, состояние подлинного обретения знаний. Как говорят ученики: «это то, что я так долго искал»…
Вот таким должен быть настоящий тренер!
Источник:https://nipponkempo.com.ua/article/trener-rukopashnyj-boy/