В зале Хонбу Кёкусинкай каратэ-до, в одном из старых районов Токио, звучат мерные удары огромного барабана тайко. Они возвещают о том, что тренировка начинается. Бойцы центра Оямы сидят в позиции сэйдза, раздается команда «Мокусо Ямэ». Старший инструктор в зале сэнсэй Мацуи начинает занятия в группе черных поясов. Центр Масутацу Оямы насчитывает несколько сотен учеников от новичков до мастеров высочайшего класса. Боевым духом Кёкусин здесь пропитан каждый кирпичик. Три раза в день по три часа здесь проходят очень жесткие и насыщенные тренировки, портом медитация, изучение истории и культуры каратэ Кёкусинкай, ну и, конечно, поклонение учителю Ояме и его подвигам, легенды о которых разлетелись по всему свету.
ОЯМА МАСУТАЦУ : Про меня ходит очень много слухов и легенд. Ну, многое было на самом деле, а многое придумано и преувеличено. Правда, что я более пятидесяти раз дрался с быками, также я готов был драться со львами, тиграми и медведями, но Общество защиты животных запретило эти поединки, что, в общем-то, и правильно: животных убивать нельзя, даже для демонстрации своей силы.
КОРРЕСПОНДЕНТ : Рассказывают, что, тренируясь в горах, вы очень долго не могли разбить рукой огромный камень, но однажды вам приснилось, как этот камень раскололся, и на утро вы с легкостью разбили его…
О. М. (смеется): Да? Как интересно! Нет, это тоже легенда. Огромный камень голой рукой не разобьешь, а вот булыжники я колол, но это результат очень упорных тренировок, а не помощь духов. Практика — другого пути нет!
КОРР.. : Сэнсэй, вам очень много приходится ездить по миру и встречаться с огромным количеством почитателей, а какие еще сверхчеловеческие способности вам приписывают?
О. М. : Однажды в Америке меня спросили, правда ли, что я руками могу поймать пулю. Ну, это же смешно! (заливается веселым смехом) Я же не супермен или бэтмен какой-нибудь. Другое дело, когда путем очень долгих и непрерывных тренировок мы так развиваем свою реакцию и скорость, что можем ловить или отбивать блоком стрелу, выпущенную из лука с расстояния 10-15 метров. Мы иногда демонстрируем эту технику на показательных выступлениях, ну а ловить пули — это уж, извините, удел героев из комиксов
Каратэ — это путь человека к совершенству, к духовному очищению, но это не мистика, это, прежде всего, труд. Только молясь и медитируя, мастером не станешь. Ну, а то, что рождаются легенды о сверхчеловеческих возможностях мастеров каратэ, это хорошо, ведь на пустом месте легенда не вырастет.
Человек рождается с пустыми руками и умирает с пустыми руками. В каратэ пустые руки становятся оружием, но все-таки главное — не физическая сила, а сила духа. Мы часто повторяем: «Относитесь к себе жестко, к другим мягко». Частенько про каратэ говорят, что это всего лишь бездумное разбивание досок и кирпичей, это совсем не так. Огромная концентрация силы воли, самопожертвование и самодисциплина — вот так будет вернее.
Ну, а если говорить конкретно о нашей школе, то здесь во главу угла мы ставим духовную тренировку. Если расшифровать это понятие, то оно включает в себя, в общем-то, банальные вещи: уважение к учителю, к старшим, к родителям, мы говорим голову надо держать низко, а глаза высоко, не врать, не красть, уважать ближнего, ну и, конечно же, физическая самоотдача, почти до фанатизма, нагрузки до изнеможения, до пределов человеческих возможностей. Только через боль, через преодоление достигается высшее мастерство. Это путь длиной не в один год, и даже не в десять лет, потому что за это время ты только постигаешь технику, но не постигаешь самого себя. Путь к вершинам мастерства — это путь на всю жизнь, и он подобен подъему на гору: остановился, значит, скатился вниз.
Будьте скромными, не кичитесь, не выпячивайте свои достижения, уважайте людей, и вы будете счастливы. ОСС!
Н.Коровин, 1994, «Додзё», №5, 2005
Источник: https://kyokushinkarate.news/masutatsu_oyama/225-pervoe-i-poslednee-intervyu-oyamy