Випуски журналу

СОКЕ ТАКАЮКИ КУБОТА

Опубліковано: 2019-03-08 22:48:26



Жизненный путь «Соке» Такаюки Куботы уникален и интересен. Это — история успеха, исходящего из сочетания природной одаренности, потрясающего трудолюбия и чрезвычайного упорства, которые и вывели деревенского мальчишку с японского острова Кюсю на самые вершины в мире каратэ, обеспечили ему место в элитной группе инструкторов силовых структур, помогли добиться успеха в кино. Это — история жизни человека, создавшего себя.

«Если закрыть в одной комнате всех лучших в мире мастеров для поединка, тем единственным, кто бы оттуда вышел, был бы Кубота».

Это слова из вышедшей в США в сентябре 2001 года книги Хосе Фрагуаса «Мастера каратэ», 300 страниц которой содержат биографии и интервью ведущих мастеров современного каратэ.

Такаюки Кубота родился 20 сентября 1934 года в деревне неподалеку от города Кумамото на острове Кюсю на юге Японии. Первые шаги в постижении боевых искусств пришлись на трудное голодное военное время, когда Япония проигрывала войну, и вся страна готовила себя к невероятному — иностранному вторжению, первому с тех пор, как многие столетия назад орды монгольского хана Хубилая вторглись в страну. В тот раз захватчики были побеждены с помощью «Ямамото Тамаши» — боевого духа самурая и вмешательства «Камикадзэ» — «божественного ветра», разметавшего боевые корабли монголов в самый критический момент сражения. Именно этими идеями и руководствовался первый учитель Такаюки – его отец Дэндзиро Кубота, который обучал четырехлетнего мальчика основам дзю-до и кэндо.

«Это была очень трудная тренировка: все основывалось на числе 500: 500 ударов руками, 500 ударов ногами, 500 перемещений, 500 ударов по макиваре… А на следующий день было то же самое. Мой отец учил меня для боя, учил для убийства, а не для развития, для войны, а не для спорта. Мы тренировались очень, очень упорно для реальной борьбы. Это — путь, которым шло обучение каратэ в то время».


Первый опыт в каратэ Кубота приобрел под опекой двух солдат из Окинавы, расквартированных в их деревне. В благодарность за кров и еду, они преподавали местным жителям основы То-Дэ (в то время на Окинаве не было названия «каратэ»). Их звали Терада и Токунага. Готовясь к надвигающемуся вторжению, они преподавали стиль, который был жесток и безжалостен, приспособлен к реальному бою против иностранных захватчиков. Этот жесткий быстрый стиль, который позже развился в собственную уникальную систему Соке Куботы — Госоку Рю каратэ.

«Я не думаю, что они были мастерами или что-нибудь вроде этого, Они просто показали нам основы. Обучение было в основном базовым, главным образом удары кулаком и отражение удара. Они не показывали нам слишком много ударов ногами. Я помню один день, когда они показывали нам, как, держа в кулаках острые камни, делать «более сильный» цуки. Мне было только 5 или около. …они велели мне взять длинный, острый камень подобно ножу».

При всем своем несовершенстве эти занятия зародили в юном Такаюки жажду постижения боевых искусств, подтолкнули к поиску собственного пути.

«Я продолжал обучаться самостоятельно. У меня стали появляться свои собственные идеи. Мне было всего 5 или 6 … Моя мать, должно быть, считала меня сумасшедшим. Я мог исчезнуть на всю ночь и отправиться в лес в гористой местности позади нашего дома и размышлять. Я не распевал песни или делал что-нибудь вроде этого … я только концентрировался. Много времени я обучался работе с короткой палкой. Палки всегда имелись под рукой, и это казалось довольно естественным оружием».


После оккупации Японии американцами, жизнь семьи Кубота стала еще труднее, и подобно многим другим молодым людям, 13-летний Такаюки отправился искать свое счастье в Токио.

"Я вбил себе в голову, что должен уехать в Токио. Я не был ни в чем уверен, я просто чувствовал, что должен это сделать. Все-таки, я был только дитя своей страны. Моя мать сказала мне, если таков мой выбор, я могу ехать, но… уже не возвращаться. О возвращении не могло быть и речи. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что это помогло сформировать мой характер. Вы делаете выбор, вы совершаете задуманное и вкладываете в это 100 % ваших усилий. Это помогло мне стать лучшим в боевых искусствах, более сильным человеком".

Послевоенный Токио встретил Такаюки беспорядком, голодом, улицами, заполненными бродягами, черным рынком и мелкими преступлениями, активной деятельностью гангстеров и привычным насилием. Но независимо от всего он всегда находил время тренироваться. Это были все еще только основы, но он учился постоянно.

Самым ярким воспоминанием тех лет навсегда остались очереди за хлебом. Чтобы получить хорошее место в очереди, надо было вставать в 3 или 4 часа утра. В такой очереди и произошла встреча, круто изменившая судьбу Куботы.

«Я был в районе одного из местных отделений полиции, когда вспыхнул скандал. Я помог полицейским. В этот день я и познакомился с детективом по имени Карино, с которым я продолжаю общаться до сих пор. Карино взял меня под крыло и много мне помогал. Он привел меня в мое первое настоящее додзё. Владельцем школы был китайский мастер по имени Цай. Я наблюдал за ним часами. Сейчас мне кажется, что именно от него начали зарождаться некоторые из моих идей относительно круговых движений».

Так Кубота был замечен полицией Токио и, в скором времени 14-летний Такаюки преподавал искусство защиты голыми руками офицерам полицейского отделения Камата.
 

Сильная, жесткая и практичная, несколько необычная техника Такаюки Куботы была признана полицией как идеальная для условий послевоенного Токио, где средние полицейские, обученные и, несомненно, храбрые, не всегда могли противостоять хорошо обученным боевикам Якудзы. Но только не те офицеры, которых учил Кубота. Сторонник обучения собственным примером, он, как обычный тайный агент, вовлекался в разнообразные опасные ситуации, чтобы проверить и доказать эффективность своей методики.

«Карино познакомил меня с людьми, которым нравился мой подход к воинским искусствам. Благодаря этому, я получил возможность, поделиться моими идеями с большим числом полицейских. Это помогло мне совершенствовать мое собственное искусство, перерабатывая всё это в мой собственный стиль».

Через друзей, подобных Карино, он встретил многих других мастеров и не только каратэ, но и разных других стилей единоборств: борьбы, aйкидо, дзю-до. Это было очень интересное время. Он знакомится с Фумио Демурой (Шито Рю), Канкеном Тоямой (Шудокан), Кониши (Рёбу Кай). В восемнадцать лет Кубота открывает в Токио собственный додзё.
 

«Я начал преподавать каратэ через пару лет после того, как перебрался в Токио. В то время была Японская Ассоциация Каратэ Миками, а также стиль Шито-рю Фумио Демуры. Мы имели обыкновение помогать друг другу и посещать какой-либо додзё, чтобы преподавать и обмениваться опытом и техникой. Я имел возможность наблюдать занятия и отбирать то, что мне подходило. Если мне нравилась какая-то техника или идея, я возвращался к ней в своей собственной тренировке и пытался это применить».

В эти же годы Кубота серьезно интересуется техникой борьбы, в особенности, своего кумира необычайно популярного тогда Рикки Дозана.

«Борцы того времени отличаются от борцов, которых мы наблюдаем в наши дни. Большинство из них были довольно жесткими. У меня был свой любимец Рикки Дозан. Он был очень знаменит тогда. Я всегда хотел встретить его. Наконец я получил шанс, хотя его охранял телохранитель. Он, вероятно, думал, что я сумасшедший! Так или иначе, нам удалось поговорить, и мы оба были поражены этим разговором. Мы могли говорить часами о тренировке в воинских искусствах. Через него я познакомился с Оямой, который оказался столь же сумасшедшим относительно воинских искусств, как и я, и мы общались довольно долго. Мы имели обыкновение много тренироваться на макиваре. Когда Мас Ояма издавал свою первую книгу, он решил использовать в ней моё фото — но только мою руку. Он не хотел использовать мое лицо!»

Постоянный поиск и общение с мастерами разных единоборств ведет к тому, что Кубота достигает высокого уровня мастерства в различных стилях боевых искусств. Он является обладателем черного пояса в Госоку Рю каратэ (10 Дан), Гякутэ-джицу (6 Дан), Айкидо (5 Дан), Дзюдо (4 Дан), Кэндо, Иайдо, Тошин Рю, Тайхо-джицу.

Итогом исследования различных боевых систем стало создание собственного стиля «Госоку Рю», что в переводе значит «Сила и скорость», а также других прикладных систем поединка: Кубо-джицу, Куботан, Куботай, Кубокидо и другие.

«Я обучаю стилю Госоку-Рю. Он не выглядит чересчур эффектно, но он очень эффективен. Я учу, как использовать силу, когда необходимо ответить силой, как использовать скорость, когда надо ответить скоростью, я даже учу, как использовать бегство, когда бегство является единственным выходом. Нет такой техники, которая способна эффективно работать в любой ситуации. Каждая ситуация уникальна, имеет слишком много переменных. Вам нужна разнообразная техника, потому что люди различны, и вы должны иметь инструменты, чтобы иметь дело с различными противниками. Вам необходимо владеть всеми необходимыми психическими элементами, а также разумом, который их эффективно скомбинирует. Поскольку я изучал различные стили, я понимаю их сильные и слабые стороны. Например, некоторые стили каратэ очень хороши наступательными маневрами, но у них недостаточный набор защитных действий. Вот почему настолько важны спарринги против представителей многих и различных стилей. В Госоку-Рю я объединил много разных методов».

Постепенно известность Куботы растет, его приглашают для демонстрации каратэ на американские военные базы, некоторое время он работает телохранителем у американского посла Эдвина Рейшауэра. Через Рейшауэра и его жену он получает первое реальное представление о культуре, образе мышления и психологии, об образе жизни на Западе. Это знакомство очень помогло становлению Куботы как человека и мастера.

«Мои опыт работы с послом помог мне преодолеть трудности общения с различными культурами. Поскольку я работаю с полицейскими, я должен всегда помнить, кто эти люди, какова их культура, что приемлемо и что не приемлемо для них. Японский способ мышления может быть очень серьезным препятствием в Америке, Франции или где-либо. Вы можете встретить у меня студентов из Франции, Италии, Гонконга, Мексики, Кореи и так далее — это все напоминает посещение Организации Объединенных Наций!»

Поворотным моментом в жизни Куботы становится участие в Международном Фестивале Боевых Искусств в Лонг Бич, организованном в 1966 году «отцом» американского каратэ Эдом Паркером. На это грандиозное событие были приглашены самые яркие мастера единоборств со всего мира. Достаточно назвать имена Брюса Ли, Грандмастера тхэквондо Джуна Ри, известных мастеров у-шу, впервые ставшего чемпионом мира Чака Норриса и других восходящих звезд Америки. На этом фестивале Кубота шокировал зрителей демонстрацией экстремальных возможностей человека, нанося удары кувалдой по собственному кулаку.

«Я делаю это не для соревнований и не для шоу. Я делаю это, чтобы подготовить моё тело к любой ситуации. Это — философия моего стиля. Вы можете бить меня всем, чем хотите, но это, скорее всего, травмирует вас больше, чем меня. При этом я могу блокировать меч кендо своим предплечьем без всякого ущерба. Я считаю это лучшим методом тренировки. Он делает вас жесткими и позволяет развивать истинный дух боевых искусств. Вы должны преодолеть боль и страх и отрешиться от всего физического. У меня есть несколько критериев, по которым я решаю, действительно ли я буду преподавать эти специальные методы конкретному студенту. Я обучаю того, кто сам захочет это изучать, но это во многом уже ментальная тренировка».

Вскоре после фестиваля Кубота получает приглашение в Южную Калифорнию: департамент полиции Лос-Анджелеса заинтересовался его высоко эффективными методами. Он начинает обучение инструкторов LAPD, и его деятельность впечатляет, потому что даже сегодня, спустя десятилетия, он все еще преподает на очень высоком уровне офицерам полиции в США, Венесуэлы, Эквадора. Начиная с 1955 года Соке Кубота обучил и сертифицировал тысячи полицейских инструкторов на многочисленных семинарах во всем мире.

«Быть полицейским в Америке — одно из наиболее трудных занятий. Офицер должен решать проблемы оружия, насилия, наркотиков и тому подобные, которые не так распространены в других странах. Полиция всюду нуждается в хорошем обучении. Оно должно включать последовательное обучение воинским искусствам до приобретения стойких навыков во всех вариантах допустимого уровня применения силы. Вы должны в совершенстве владеть каждым уровнем и всегда помнить, что будут ситуации, когда офицер должен защитить себя или какого-то невинного свидетеля».

Сокэ Кубота известен в мире также своими изобретениями оружия самообороны. Модернизированный ним тонфообразный полицейский жезл PR24 стал стандартным оснащением лос-анжелесской полиции.

Но наибольшую известность принесло Куботе изобретение в 1977 году куботана, сочетание брелка для ключей и явары, сделавшего переворот в концепции безоружной самообороны, как полицейских, так и обычных граждан. Kуботан используется в более чем 40 странах для охраны закона и самообороны как не наступательное и поэтому не запрещенное оружие, которое дает его владельцу возможности для сопротивления против нападающего или для задержания физически сильного подозреваемого.

Самое последнее его изобретение — куботай, эффективное оружие захвата и контроля, за которое он был приглашен в 1990 году в Зал Славы Черных Поясов как Эксперт Года по оружию.

Еще в 1953 году Кубота создает в Ханэда, Токио Международную Ассоциацию Каратэ (IKA), основным в которой становится созданный им стиль Госоку Рю. В 1964 году Штаб-квартира IKA переезжает в США. Сейчас в IKA входят организации более чем 60 стран, регулярно приходят новые запросы со всего мира от различных организаций каратэ с просьбой о вступлении в IKA.

В своем калифорнийском додзё в предместье Лос-Анжелеса Глендейле Кубота, наряду с полицейской техникой, преподает классическое каратэ. И хотя большинство его студентов — полицейские, Кубота говорит, что его обучение доступно каждому.

«В моём додзё вы можете встретить кинозвезд, режиссеров, адвокатов, секретных агентов и даже уличных бойцов. Многие из них — студенты других высококлассных инструкторов в различных стилях каратэ типа Шотокан, Годзю-рю, Шито-рю и т.п. из разных стран. Я думаю, их привлекает многосторонность того, что я преподаю. А если честно, главной причины я не знаю. Думаю, единственная вещь, которой я их обеспечиваю: лучшая тренировка из того, что я сам умею, и моя доброжелательность. Я верю, из всех путей этот главный».

Его таланты не обошел своим вниманием и Голливуд: Кубота имеет отношение к созданию свыше 300 фильмов. Это подготовка и обучение актеров, и постановка боевых сцен, и даже актерские работы. Начало карьеры Куботы в кино положил один из самых верных его учеников, известный актер Джеймс Каан, ныне обладатель 6 Дана и ближайший помощник Куботы. В кино Кубота работал с такими звездами Голливуда как Чарльз Бронсон, Майкл Дуглас, Шон Коннери, Кристофер Ламберт, Юл Бреннер, Чак Норрис, Дон Вилсон. Как актер Кубота снялся во многих фильмах, в числе которых «Черный дождь», «Восходящее солнце», «Элита убийц», «Механик», «Загнанный», «Перл Харбер», где Кубота сыграл роль адмирала Нагума, и самая недавняя работа – «Тройной форсаж».

В 1989 году в 55 летнем возрасте Кубота получает титул «Соке» как создатель нового, уникального и международно признанного стиля Госоку Рю. Несмотря на новизну, этот стиль был отнесен к числу традиционных японских стилей.

«Мне действительно нравится японский стиль каратэ, но я также понимаю, что различные культуры имеют различные пути подхода к тому же самому предмету. Невозможно управлять всем миром каратэ, но можно преподать студентам уважение, отношение и этикет. Это должно быть сохранено и передано будущим поколениям. Без уважения и этикета каратэ – всего лишь обычная уличная драка или просто спорт. Только, если мы будем так развивать каратэ, мы избежим ловушек и судьбы подобной дзюдо. Много лет назад начали изменять правила дзюдо, пока дзюдо не перестало быть воинским искусством. Чтобы избежать этого в каратэ, мы должны практиковать полную программу и не запрещать прикладную технику самообороны, как это случилось с дзюдо».

В 1994 году Кубота получает 10 Дан, самую высокую степень в японском каратэ.

Сокэ Кубота продолжает преподавать каратэ в своем додзё в Глендайле, а также колесить по миру, давая уроки каратэ своим приверженцам из многих стран.

Симпатичный и скромный человек, Кубота неизменно вызывает у всех окружающих уважение к себе, балансирующее между страхом и чувством привязанности и дружбы, и порождающее многолетнюю преданность всех, кто связан с ним. Любитель развлечений и хорошего юмора, в жизни он не обладает той важностью и дистанцией, которых ожидают от японского мастера его уровня. В то же время, в додзё он требует и неизменно получает строгую дисциплину и немедленное повиновение. Для него, человека, дорожащего традиционными ценностями страны, где он родился, источник самого наивысшего удовлетворения — уважение и доверие окружающих вместе с осознанием того, что подготовлено так много мастеров, важнее, чем успех в других карьерах — актера или специалиста по подготовке полиции.

В течение всей жизни он обучил неисчислимые тысячи людей, и учиться у него, всегда было высшим удовольствием и большой привилегией. Многих людей в мире изменили к лучшему его уроки жизни, его философия. Многие другие еще будут изменены этим замечательным мастером и человеком.

Анатолий Лозовой, Шеф-инструктор IKA Gosoku Ryu – Ukraine
(журнал «Світ єдиноборств” № 3, 2004, фото из книги Tak Kubota “The Art of Karate”, 1977)
Источник: http://www.ika-gosoku.com.ua/budo/soke-takauki-kubota







Flag Counter