На русский язык слово "feeling", применительно к Кунг Фу, перевести достаточно сложно. Все синонимы будут ложиться очень близко к истинному смыслу слова, но всё же рядом с ним. И так, формально “feeling” может означать: чувство, ощущение, сознание, тонкое восприятие, впечатление, интуиция, предчувствие, восприятие... Только позанимавшись достаточно продолжительное время стилем Kwong Sai Jook Lum Gee Southern Praying Mantis, начинаешь осознавать, что это понятие лежит где-то на границе между существительным и глаголом (существительное в действии). Будем полагать, что только совокупность всех выше указанных значений может передать глубину и объёмность необходимого навыка, на воспитание которого указывал Мастер. Практическое воспитание в себе тонкого восприятия динамики боя ещё более трудная задача, нежели простое определение слова. В этой связи, базовый элемент – руки «богомола», являются отправной точкой для понимания целостного механизма системы и роли «feeling” внутри неё.
Даже неопытный новичок способен нанести рукой неожиданный одиночный удар и попасть в цель, если она находится на расстоянии досягаемости. Нейтрализовать удар на такой близкой дистанции сложно. Время реакции на не ожидаемый удар, плюс ответное действие защищающегося занимают больше времени, чем выполнение самого удара. Как же парировать такую атаку?
Решение этой проблемы в школе «Джук Лум» начинается с боевой базовой позиции. Наиболее заметной частью этой позиции являются руки. Имитируя прообраз «травяного волка», практикующий выдвигает свои руки вперёд достаточно далеко от тела и, как можно ближе к телу противника. Чувствительные ладонные поверхности направлены в сторону оппонента, предплечья естественно согнуты, локти опущены вниз. По возможности, «богомол» старается войти в контакт (а не избежать его) с конечностями или другими частями тела противника, как можно скорее, ибо – ближняя дистанция – это его сфера «обитания». Такое стремление к контакту в школе «Джук Лум» называется “построением моста”. На малой дистанции и высоких скоростях, «медленное» визуальное сканирование отчасти заменяется непосредственным тактильным ощущением. Выдвинутые далеко вперёд и построившие мост, руки позволяют распознавать любые действия оппонента, будь то агрессивная атака или тактическое изменение положения тела, на самых ранних стадиях. Сокращение драгоценного времени двигательной реакции на действия противника осуществляется двумя путями.
«Даже неопытный новичок способен нанести рукой неожиданный одиночный удар и попасть в цель, если она находится на расстоянии досягаемости. Нейтрализовать удар на такой близкой дистанции сложно. Время реакции на не ожидаемый удар, плюс ответное действие защищающегося занимают больше времени, чем выполнение самого удара»
Во-первых, сокращается длинная цепочка физиологических процессов, составляющих реагирование бойца на внешний раздражитель, например, удар. Из стандартного пакета, так называемого “латентного времени” реагирования, у «богомола» выпадает фаза визуального сканирования ситуации и распознавания элементов угрозы.
Стандартный пакет латентного времени:
1. визуальное сканирование, вычленение сигналов «опасности», возбуждение в рецепторах коммуникации
2. передача возбуждения в ЦНС для оценки информации и выработки плана адекватных действий
3. переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала
4. проведение сигнала от ЦНС к мышце
5. возбуждение мышцы и появление в ней механической активности, собственно выполнение ответного действия
А ведь именно эта фракция занимает наибольшее время, необходимое на ответные действия, особенно при реакции на множественные стимулы и реакции с выбором. Такое исключение «визуальных потерь» очень важно, так как скорость зрительной активности практически не поддаётся тренировке. При комбинированных нападающих действиях противника эта цепочка удлиняется из-за дополнительного цикла обратной связи, необходимой для постоянной коррекции адекватных действий бойца.
Во-вторых, руки Богомола не теряют время на выдвижение из основной позиции в то место, где собственно начинается защита, как например, блокировка удара. Защита руками рождается симультативно с появлением угрозы, так как Богомол уже “подключён” к противнику и его сенсорный аппарат работает в постоянном режиме контроля и отслеживания и не требует активизации.
В дополнение к аспекту сокращения времени, мост «богомола» сохраняет также и энергию бойца. Все защитно-атакующие действия выполняются с минимальными энергозатратами. В случае защиты, агрессия противника гасится на её начальной фазе, когда удар, например, не достиг своей максимальной разрушительной мощности. Атакуя же, рука Богомола не разгоняется из точки “А” в точку “Б” и не возвращается обратно для перезарядки, на что уходит много потенциальной энергии. Доставка удара происходит с короткой дистанции. Повторные удары инициируются с того места, где рука оказалась после первого удара или защиты.
Наиболее важным и эффективным моментом этого стиля является интеграция (объединение) защиты и атаки в одном действии. Руки «богомола» являются здесь основным обеспечивающим элементом. Для любителей спортивных единоборств понять и принять данную концепцию достаточно сложно. Как правило, материя боя в спортивных единоборствах дискретна. Тактико-технические понятия атаки и защиты разделены. За атакой следует разрыв (энергетическая перезарядка) и снова выход на атакующее действие. Философия боя «богомола», основана на глубоких Чань-Буддистских традициях. В ней нет различия между общепринятыми понятиями атака и защита. Скорее, оба действия принимаются, как оттенки единого общего процесса - трансформации энергии. Для практической реализации этого принципа в бою как раз и нужно работать над воспитанием в себе «feeling». И дело здесь не в технике и тактике, не в наличии экстраординарных физических качеств, а в умении быть очень чувствительным к любым движениям противника, пожертвовать своим ЭГО и стать способным смешаться, слиться с оппонентом в адекватной симультативной реакции. "Feeling" настолько важно для этого стиля (и для ближнего боя в целом), что всё то, что о нём написано (не очень много), скорее предисловие, чем содержание романа.
«Атакуя, рука Богомола не разгоняется из точки “А” в точку “Б” и не возвращается обратно для перезарядки, на что уходит много потенциальной энергии. Доставка удара происходит с короткой дистанции. Повторные удары инициируются с того места, где рука оказалась после первого удара или защиты»
Опытные бойцы говорят, что в ближнем бою они действуют на “автопилоте”. Раскрывая это высказывание, можно предположить, что их ответ на изменяющуюся ситуацию базируется не на аналитическом анализе центральной нервной системы тех сигналов, что приходят от визуальных рецепторов, а скорее на целостном комплексе сигналов от всех задействованных сенсорных механизмов тела, где на ближней дистанции, тактильные играют доминирующую роль.
Руки-антенны «богомола» являются при этом центральным элементом. обеспечивающим эту, одну из наиболее важных характеристик стиля. Тонкая тактильная чувствительность к сигналам извне, пожалуй, наиболее существенна, и стоит над всеми другими модельными характеристиками «богомола-бойца». Именно она позволяет слиться с противником, адекватно реагируя на все постоянно меняющиеся нюансы боя. В реальном ближнем бою практически нет времени на общепринятую реакцию на агрессию. Более того, многие действия противника элементарно не видны. В таком режиме ответные действия бойца не могут больше опираться на информацию, приходящую от визуальных рецепторов. Развивая "feeling", «богомол» приобретает «шестое чувство» - тонкую способность через свои руки-локаторы «видеть» намерения противника. Так как возбуждающие сигналы от противника приходят при построенном «мосте» прямо через тактильный контакт, появляется возможность более быстрого реагирования на действия агрессора, а иногда даже предвидеть их. Также, снимается так называемый эффект зрительного перевозбуждения, ведущий к ошибкам в бою. Как говорят: «У страха – глаза велики». Дело в том, что человеческая психика имеет тенденцию чрезмерно реагировать именно на зрительные стимулы. Богомол же не смотрит – он чувствует, а, стало быть, реагирует более адекватно на угрозу извне. Как цепочка, за адекватностью реакции логически следует более эффективная энергетическая работа, а, следовательно, лучший контроль действий оппонента. Как правило, реальный бой не длится более 10 секунд. Чаще, противостояние гораздо короче. Однако для затянувшихся действий, превышающих это время, всё вышеперечисленное особо важно.
«В реальном ближнем бою практически нет времени на общепринятую реакцию на агрессию. Более того, многие действия противника элементарно не видны. В таком режиме ответные действия бойца не могут больше опираться на информацию, приходящую от визуальных рецепторов»
Наличие "feeling" в руках имеет много интересных аспектов. Один из них - возможность использовать энергию противника против него самого. Например, ощущая стартовый момент удара, руки «богомола» могут следовать по линии атаки противника для их захвата и выдергивания. Первоначальный импульс удара и добавочная энергия бойца, направленные по одному и тому же вектору, превращают такое простое действие в разрушительный акт. Дислокация плеча, разбалансировка и открытие для последующих контратакующих действий позволят «богомолу» пресечь бой. Тем не менее, если вы хоть раз пытались захватить атакующую руку, вы знаете как не просто это сделать. Именно здесь “шестое” чувство так важно! Распознавая начало удара, «богомол» имеет достаточно времени, чтобы, двигаясь вместе с рукой оппонента преобразовать его удар в свой захват.
Хорошо развитая боевая чувствительность имеет ещё одно преимущество. Шестое чувство определяет и подсказывает выбор адекватных контрдействий, которые становятся логическим следствием технических действий агрессора. То есть, по сути дела, ринувшись в атаку, он сам себе заказывает «музыку, под которую его будут хоронить». Контратакующие действия не выбираются «богомолом» искусственно из раздела «что я умею делать в данной ситуации», а являются закономерным завершением атаки противника.
Постоянно задействованный через руки круг обратной связи помогает бойцу вносить коррекции в ответные действия симультативно, переходя от одного к другому без дискретных разрывов на энергетическую перезарядку. При этом, атакующий своими шагами зачастую сам предопределяет характер контратак. Богомол только “слушает” через свои руки и действует адекватно.
Игорь Мессинг
jooklum@hotmail.com
Перевод с английсского:
Екатерина Прямова
FEELING В РУКАХ «БОГОМОЛА»
Опубліковано: 2019-02-10 12:18:53