Ритуалы в повседневном укладе китайцев
В повседневном укладе китайцев ритуалы всегда играли большое значение. Недаром существует присказка о «китайских церемониях», которую используют для обозначения вычурности, замысловатости и скрытого смысла происходящего. Врождённая любезность и вежливость, выражающаяся в приветствиях, впитанная с молоком матери, как многие полагают, совсем здесь ни при чём. Следование линии этикета в Китае было несравненно большим, чем исполнение поверхностных норм поведения. Ритуал являлся некоторым слепком всеобщего порядка, зримым представлением обустроенности мира.
Ритуал приветствия, прежде всего действие надуманное, искусственно рождённое фантазией человеческого мозга. Это не удар кулаком, выстроенный с учётом биодинамических законов человеческого тела и базирующийся на правилах Ньютоновской механики. Отнюдь –это символ, некоторое метафорическое выражение, а не конкретный физический акт! То есть салют – это форма, содержащая мысль. Таким образом, справедливо будет рассматривать поклон как инструмент коммуникации. То, как он выполняется, несёт чистую информационную нагрузку – запись. Отсюда рождается некоторая туманная неопределённость и скептическое отношение непосвящённого европейца к такого рода каллиграфии «восточного изыска». Для тех, кто обладает некоторой глубиной любознательности и хочет разобраться в символической реальности салюта Восточных Единоборств, полезно понять смысловую связь между его элементарными «единичками - идеями» и их ритуальным физическим воплощением.
В многочисленных источниках можно без труда найти раскрытие смысловой материи салюта в Кунг Фу. Как правило, такие описания сами по себе метафоричны и поверхностны. Наиболее часто встречаются две расшифровки ритуального приветствия.
А. Левая ладонь с четырьмя пальцами символизирует 4 базовых воспитательных (обучающих) элемента, на которые опирается процесс обучения воинскому ремеслу: добродетель, мудрость, здоровье и искусство. Они символизируют дух боевых искусств. Большой палец левой руки слегка согнут. Такое положение подразумевает, что никто и никогда не должен быть высокомерным или эгоистичным на выбранном Пути. Правый кулак символизирует искреннюю преданную практику. Так как правая рука сжата в кулаке, она отражает состояние атаки. Левая, будучи добродетельной и дисциплинированной, останавливает атаку, символизируя самодисциплину и сдержанность, таким образом закодирован эквилибром дуализма построения «всего сущего».
Б. Собранная в кулак правая рука с её пятью собранными вместе пальцами символизирует необъятные земли Китая, содержащие пять основных озёр. Левая рука, покрывающая её, означает четыре моря, обрамляющую всю Поднебесную. Собранные вместе руки практикующего декларирует единство всех братьев и сестёр, изучающих воинское искусство под одним небом.
«Следование линии этикета в Китае было несравненно большим, чем исполнение поверхностных норм поведения. Ритуал являлся некоторым слепком всеобщего порядка, зримым представлением обустроенности мира»
Коль уж мы согласились, что приветствие – акт искусственный, надуманный, то есть виртуальный, вернёмся к его истоку – той самой природе виртуальности. И здесь мы неожиданно сталкиваемся с затруднением. Ну какой же логикой можно объяснить выдумку, сказку, хоть и представленную в конкретном физическом акте салюта. Познание символизма скорее требует не столько информационного анализа и багажа приобретённых знаний, сколько открытости сознания и, следовательно, чувствительности духа, преодолевающего разделение между физическим восприятием и мышлением. Такой чувственный выход за рамки обыденности – это возврат к себе, следование по Пути, на котором, как говорят в Китае, человек «слышит животом, дышит пятками и думает сердцем». Так что, добавив ещё одну страничку интерпретацию ритуала приветствия в Восточных Единоборствах, нельзя рассчитывать на взаимопонимание тех, кто воспринимает мир по частям: отдельно органами чувств и отдельно рассудком. Кроме того, индивидуальное описание познанного - лишь один из вариантов предложенного восприятию виртуального ритуала. Каждый преподаватель, например, может лишь поделиться ощущением понятого с учениками, в надежде, что переданное будет принято без искажений. Но плох будет тот из них, кто не сможет найти свои нюансы видение формосодержащей записи ритуала.
Виртуальное символическое бытие – есть абсолют, «искусство – ради искусства», где идеи превращаются в форму, повисающие в невесомости чистого аффекта. В связи с этим, средой постижения ритуала всегда была и будет Школа и преемственность между учителем и учеником. В китайской традиции такой формат отношений мыслился как отношения отца и сына. В определённом смысле в этой материи отношений учитель нуждался в ученике даже более остро, чем ученик. Таким образом, потаённая мудрость этикета навсегда остаётся нераспечатанным кладезем для тех, кто «не вошёл в ворота школы».
Ритуал со стороны
Наблюдая за любым ритуалом со стороны (включая приветствия в восточных единоборствах), нашему физическому и умственному взору всегда предстают только следствия, мёртвые отпечатки чьих-то сокровенных умозаключений. Это чисто «духовное», внутреннее повисает в невесомости непонимания для стороннего наблюдателя до того момента, пока, принятый в круг единомышленников, он не наполнит эту субстанцию вполне конкретным физическим, содержанием, то есть начнёт сам практиковать ритуальное действие. Это похоже на симбиоз физического тела и тени им отбрасываемой.
Дуалистическая природа ритуального приветствия восточных единоборств параллельна более широкому и значительному пониманию различия и единения в воинских искусствах между техническим мастерством и духовным достижением. Лишь слияние обеих сторон дарует такое Кунг Фу (Гунфу), в котором сила воплощается без усилия, и победа достигается без боя. Мельком, без акцента выброшенное в воздух приветствие, красноречиво говорит о том, что его исполнитель лишь упражняется в воинском искусстве, заботится о позах и уповает на физическую силу. В нём нет постижения искусства «Пути», где позы и движение направляются волей, а раскрытие силы достигается через дух. Визитная карточка такого адепта пуста. С другой стороны, вкладывая духовную составляющую в формализованный набор движений приветствия и усилием воли преображая его в персональный акт самовыражения, адепт пробуждает своё сознание. И, если триггер ритуала спущен перед боем, то в любой момент времени, запущенное им, более чувствительное сознание способно упредить менее чувствительное сознание противника. Поэтому, любите и практикуйте ритуал – спусковой крючок на пути к победе.
Кроме того, что сам жест приветствия мог быть выражением некой важной идеи или набора принципов, которую школа поддерживала и старалась привить в среде своих практикантов. Историки говорят о том, что многие школы ушу закладывали в приветствие нюансы, по которым люди, относящиеся к одной и той же школе боевых искусств, но не знакомые друг с другом, могли узнать о единстве своих корней. Например, шаолиньские бойцы кланялись, подняв левую руку на уровень бровей, а последователи мицзун цюань перед поклоном описывали небольшой круг ладонями перед корпусом, вращая их в разные стороны. На юге среди последователей тайных обществ, практиковавших ушу, был распространен следующий тип приветствия: левая ладонь накрывала сверху правый кулак, руки в таком положении шли от бедра на уровень глаз, после этого выполнялся поклон. Такой знак символизировал приверженность китайской династии Мин, в противоположность маньчжурскому правлению Цин. Иероглиф "Мин" (светлый) состоит из двух графем - "солнце" и "луна". Ладонь и кулак, соединенные вместе в приветствии, и символизировали единство этих двух начал в одном иероглифе.
«Многие школы ушу закладывали в приветствие нюансы, по которым люди, относящиеся к одной и той же школе боевых искусств, но не знакомые друг с другом, могли узнать о единстве своих корней»
Интересен опыт практики выполнения ритуального салюта в одной из школ Южного Богомола “Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai”. Прямая линия передача знаний в ней на протяжении шести поколений Мастеров, чётко, без искажений донесла до нас замысловатый рисунок приветствия. Сейчас, в школе «Джук Лум» его делают именно так, как делали далёкие предки стиля, без, даже малейших, искажений. По своей объёмности он напоминает витиеватый поклон французских вельмож, введённый правилами Этикета в Версале при дворе Людовика14.
Учитывая, что зарождение стиля Kwong Sai Jook Lum Gee Tong Long Pai пришлось на исторический период, когда среди жителей юга Китая были сильны настроения возродить династию Мин, можно предположить, что некоторые элементы этого поклона связаны именно с закодированной идентификацией исполняющего, его принадлежностью к противоборствующей официальному режиму стороне. Это, прежде всего, кругообразное ведение рук от бедра к бедру, параллельно полу и дальнейший вынос сомкнутых рук на уровень глаз.
Ушла в небытие не только историческая и политическая обстановка, породившая скрытые знаки и секретные коды, заложенные в приветствие, изменилось географическое положение места, где поддерживают традиции данного стиля. Устаревший символизм прошлого больше неактуален и, пожалуй, интересен лишь небольшой группе специалистов и энтузиастов. Однако было бы недостойно отбрасывать в сторону то, что прошло через перипетии времени. Нужно только внимательно приглядеться к старой форме и вдохнуть в неё свежую энергию смысла. Ведь воинские единоборства всегда мыслились в конкретной обстановке, сводимой к тому или иному типу ситуации.
Именно поэтому, пересмотрев старую материю ритуального приветствия, школа «Джук Лум» взяла за основу концепцию триединства проявления внутренней и внешней силы через укрепление тела и взращивания духа. Следование традиционному подходу позволило удачно найти новый смысл круговых движений сомкнутых рук, чётко следующим графическому рисунку знаков Инь-Ян по кругообразным, взаимоперетекающим линиям.
а. На уровне геометрии, (структуры движений) – прослеживаются три связанные между собой плоскости, которым следуют руки и тело практиканта.
б. На уровне тела (физическом) – два шага вперёд, возвращение назад, перетекающие одно в другое понижение и повышение центра массы тела иллюстрируют характерный динамический рисунок передвижения в данной школе.
в. На уровне духа (сознания) – по мере выполнения салюта, прослеживается психологический настрой адепта в состояние боевой готовности.
Для современного взгляда, выполнение ритуального поклона в этой школе, отныне выглядит вполне прагматичным действием. Он служит чёткой инструкцией входа адепта в мир Кунг Фу. Салют одинаково применим, в виде спускового триггер перед боем, также, как и в виде универсального инструмента настройк и к полноценной практике. Никто, конечно, не зачеркнул в этом ритуале знак уважения к партнёру или противнику: в одной из фаз открытые, мирные ладони развёрнуты вверх, к небу. Присутствует и запись искреннего единения со всеми братьями и сёстрами по Кунг Фу – фаза поддержания сферы ладонями открытых рук.
В целом, ритуал приветствия, ведущий к состоянию искреннего уважения и холодной готовности, одинаково работает и для новичка, и для Мастера.
Игорь Мессинг
Связь с автором:
https://www.facebook.com/igor.messing
BAO QUAN: ТАЙНЫЙ КОД РИТУАЛЬНОГО ПРИВЕТСТВИЯ В КУНГ ФУ
Опубліковано: 2019-02-10 11:47:36