Випуски журналу

СТИЛЬ ШЭЦЮАНЬ КАК ОБРАЗЕЦ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА

Опубліковано: 2019-02-10 01:51:08


 
С течением времени, постепенно стиль Змеи из общего стиля Шаолиньцюань выделился в отдельное самостоятельное направление, которое впоследствии получило название Шэцюань, или Кулак Змеи. В Китае издавна считали змею символом сокровенной мудрости, сосредоточием магической внутренней силы и энергии Ци. Но, совершенно понятно, что кардинальные различия физиологического строения, не представляли никакой возможности человеку подражать змее. Соответственно, основатели стиля постарались перенести в движения бойца внутреннюю суть змеи.

Во времена зарождения стиля Шецюань он был доступен только буддийским монахам, хранившим его в тайну. Преподаванием стиля занимался чаньский учитель Цзынь У. Традиции стиля передавались через поколения, пока, наконец, уже в современные времена тайным стилем Шэцюань не овладели Чжи Юань и Ду Ханчан. Один из них начал широко преподавать секреты стиля на Юге Китая, другой выбрал Север и столичные области.

В основе стиля заложены удары кончиками пальцев, выставленной вперед второй фалангой указательного пальца или ребром ладони по болевым точкам противника – в сердце, шею, глаза, живот. При этом технические действия становятся грациозными и упругими благодаря мягким передвижениям и акценту на работу бедрами. Мягкими отводящими блоками внутренней стороны стопы или руками мастер Шэцюань способен изменить направление удара, пропустив его мимо себя, «провалить» противника, и поставив его в неустойчивое положение, одним точным и быстрым ударом.

Особое внимание при изучении Шэцюань уделяется воспитанию гибкой силы. Ни малейшего лишнего напряжения в теле, оно должно постоянно находиться в движении, словно перетекающая волна. Или, точнее, извивающаяся змея, вдохновившая мастеров ушу на создание стиля Шэцюань. Южное и Северное направления стиля, имеющие схожие принципы ведения боя, все же имеют определенные различия, достаточно заметные визуально. Под влиянием некоторых особенностей этих регионов и различного подхода к традициям ушу, бойцы с Южного региона больше применяют удары руками, в то время как северяне более активно работают ногами, часто меняя уровень атаки.

«Особое внимание при изучении Шэцюань уделяется воспитанию гибкой силы. Ни малейшего лишнего напряжения в теле, оно должно постоянно находиться в движении, словно перетекающая волна»

Кроме того, неоднозначно можно оценивать и влияние выходящих на экраны кинобоевиков из Гонкнога. С одной стороны, показывая сцены с демонстрацией стиля Шэцюань, кинофильмы пропагандируют сам стиль, но с другой стороны, чрезмерная вычурность и излишняя театрализация движений искажают представление об этом стиле. Классический стиль Шэцюань заполнен простыми и естественными движениями. Никакой наигранности, основная цель – скорейшее достижение победы.

Как и любой другой традиционный стиль ушу Шэцюань преимущественно сохранил свои черты, присущие ему в глубокой древности. Традиционные черты, передаваемые из поколения в поколение, формулировались в специфических наставлениях, которые гласили:

У – Дэ (Воинственность и добродетель):

- При тренировке Шэцюань нужно помнить и о воинственности и о добродетели – это является признаком мужества.

- Без добродетели не достичь мастерства, с добродетелью и мастерство становится глубоким.

- Без мастерства думаешь лишь о том, чтобы ударить, только высокое мастерство может удержать от мысли ударить.

Гунфа (Техника нападения):

- В поединке стой как столб, сердце холодное, шаг твердый. Раскрывайся постепенно, только силу трудно преодолеть.

- Силу в пальцах скрывай, не показывай готовности к нападению преждевременно.

- Победишь только оттачивая искусство и упражняясь в борьбе.

Ган – Жоу (Твердое и мягкое):

- Основа техники – твердость, основа изменений – мягкость.

- Легко сломать слишком твердого, унижение ждет, в конце концов, слишком мягкого.

- Прояви твердость, когда нужна твердость, будь мягок – если нужна мягкость.

- Не опирайся на что-то одно, чередуй твердость и мягкость.

Сюй – Ши (Пустое и полное):

- В Шэцюань можно овладеть мастерством только опираясь на пустое и полное.

- Чередуя полное и пустое, поймаешь момент сближения с противником.

- Будь пустым, а затем полным. Будь полным, а затем пустым.

- Умение быть пустым и полным предоставит уникальную возможность сковать действия врага.

Цзинь – Туй (Наступление и отступление):

- Кто владеет наступлением, но не владеет отступлением, не добьется победы в бою.

- Владеющий отступлением, но не владеющий наступлением, сможет только постоянно подыматься с колен, сбитый ударом противника.

- Всегда будешь на вершине мастерства, если будешь искусен в наступлении и отступлении.

Гун – Шоу (Нападение и оборона):

- Поражение принесет става только на нападение, не будет пользы от упора только на оборону.

- Один удар не принесет победу, успех возможен при непрерывной атаке.

- Изучи и оцени возможности противника, используй отвлекающие маневры.

- Действуй спокойно, внимательность в обороне и в атаке принесет победу.

Невозможно принципы кулачного искусства объяснить словами, или понять их за пару часов сеанса кино. Только многолетние, упорные тренировки, тщательная работа над собой может помочь постичь всю глубину и многогранность его смысла.

Использованы материалы
http://wushu.pp.ua/istoriya-ushu/tradiczionnoe-ushu/7333-stil-ushu-sheczyuan-obrazecz-duxovnogo-razvitiya-i-fizicheskogo-sovershenstva.html

 







Flag Counter