Випуски журналу

ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ И ЧТО ДАЛЬШЕ ИЛИ ПРЫЖОК ДЛИНОЮ В 50 ЛЕТ

Опубліковано: 2019-02-10 01:42:26


 

Сейчас, с дистанции в 50 лет, совершенно очевидно, что полонение экзотическими восточными видами борьбы происходило не только в воспалённых, жадных до всего нового, умах российских подростков того времени – это было начало закономерного процесса, который продолжается и сейчас, прямо перед нашими глазами. Ну а мне посчастливилось быть у истоков, и не только очевидцем, но и самым активным участником. 

«Диалог между Востоком и Западом» - не затёртый до дыр штамп советской журналистики. Он действительно начался, причём «снизу», с неожиданного поворота головы рядового советского человека, с любопытством разглядывающего восточных соседей.  Ещё не было сотовых телефонов, компьютеров и интернетовского шабаша. Что говорить, жили скромно: одни штаны, две рубашки и свитер; авоська в кармане на выходе из дома, потому как, по ходу дела надо было «брать всё, что выбрасывали в продажу». Но убогость быта никак не помешала вулканической силе именно этого Восточно-Западного диалога взорваться в 60-70-е!  Каратэ было лишь одной составляющей впечатляющего процесса взаимодействия различных культур. Гораздо позже этот процесс назовут Глобализация, напишут тысячи рефератов и защитят сотни научных степеней.

Глазами подростков того времени мы видели Каратэ, как нечто Другое, особенное, непохожее на всё то, что нас окружало. Это – Другое, было жутко интересно и захватывающе! Его таинственность завораживала и пьянила.  Оно начинало жить внутри тебя, руководить твоими поступками, выделяло тебя из толпы, делало отличным от всего, что окружало! Интуитивно, целое поколение молодых людей прочувствовало и приняло через Каратэ ту глубокую альтернативность Восточной культурно-цивилизационной парадигмы, фундаментальным представлениям и концепциям Западной цивилизации. Не было тогда необходимости искать в научно-фантастических романах инопришельцев, не похожих на нас, думающих и живущих по иным законам. Они физически уже были здесь, ступив на российскую землю!

В основополагающих культурно-социальных принципах, Восток является чётко выраженной полярностью и наиболее актуальной и жизнеспособной альтернативой западному укладу. Однако, на наших глазах, мы видим не отторжение полюсов, а притягивание двух сторон друг к другу. Взаимопроникновение и синтез двух глобальных цивилизаций находится только в самом начале своего процесса. Что до Каратэ, то повзрослевшее поколение 60-70 х осознало, что объект его страстной привязанности в молодости, вполне похож на некий медиатор, транспортное средство, обеспечивающее этот процесс Глобализации. Однако, на житейском уровне, такое понимание ничуть не ослабило интерес к Боевым Искусствам Востока.  Для многих следование моральным и этическим правилам вошло в повседневность, а практика стала длиною в жизнь.

Можно долго спорить о причинах бурного переноса такой специфичной составляющей восточной культуры, коей является Боевое Искусство, за пределы исторической родины, в том числе, и в Россию. И каждый из доводов будет по-своему легитимен. Свою роль здесь сыграли и частичная утрата собственных национальных традиций; и этико-эстетический вакуум под колпаком идеологически мотивированных запретов и ограничений на протяжении жизни нескольких поколений; и скудность информации о самом объекте, ведущая к мистификации, искажению и созданию ореола таинственности. Всё это вместе взятое, создавало благоприятную почву в душах потенциальных адептов. То, что не могла дать человеку, ориентированная на физическое тело, западная культура, стало заполняться целостной восточной традицией, где тело и разум неразрывны в единении дуализма.   

«Для многих из поколения 60-70–х следование моральным и этическим правилам вошло в повседневность, а практика стала длиною в жизнь»

Процесс переноса боевых искусств Востока в Россию протекал абсолютно стихийно и бесконтрольно. Его носителями были, редкие по тем временам, иностранные граждане, как правило – студенты, обучающиеся в советских вузах. В основной же массе, доморощенные энтузиасты, немногим из которых посчастливилось прикоснуться к первоисточникам, начали заполнять нишу потребительского спроса. На первых порах познания о вожделенном объекте были фрагментарны и поверхностны. Особый интерес вызывала прикладная сторона глубокой традиции – ведение боя без оружия. Но, несмотря на стихийность и разнокалиберность результатов, как положительных, так и отрицательных, к которым это привело, процесс передачи культуры боевых искусств на новую землю имел общие закономерности.

1. Во-первых, боевые искусства стали способом познания стран, откуда они пришли. Не только у практикующих адептов, но и у более широкой аудитории появилось желание поближе познакомиться с регионами-носителями традиций, народом, его культурой. В результате, произошёл общий подъём престижа этих стран за их пределами.

2. Во-вторых, так как боевые искусства были неразрывно связаны с восточным менталитетом, их внедрение привело к проникновению (зачастую невидимого вооружённым глазом) комплекса моральных правил и норм, который на Западе часто называют «духом Буси До». Заметим, что Буси До, не только свод правил и норм поведения, но целостное мировоззрение, отношение к миру внешнему и внутреннему.

3. В-третьих, являясь одним из элементов национальной культуры, перенос боевых искусств на инородную почву, приводил к интересному двоякому явлению:

а.  с одной стороны, поднималось национальное самосознание народа – носителя;
б. с другой стороны, просыпался интерес к поиску и изучению аналогичных культурных явлений внутри страны – «новичка».

Как видится с дистанции, его величество «загадочный русский характер» естественным образом сыграл определяющую роль в том, каким образом единоборства Востока перекочёвывали в страну. Огромная пропасть с менталитетом восточного региона стала камнем преткновения для буквальной, прямой, а главное, целостной передачи информации на Запад.   

В случае с Россией, бурные перемены 80-90 х годов, буквально выплеснули на поверхность множественные попытки воссоздания своих, давно забытых «кулачных» традиций.  А там, где концы не сходились с концами, энтузиасты создавали новые «национальные» виды. Однако национализм не всегда был хорошим путеводителем в такой сложной и кропотливой работе, и на волне энтузиазма, как всегда, было много никчёмной и пустой пены.

Человеческое племя не переставало воевать на протяжении всего времени, с туманного начала своего существования. В той или иной форме, боевая подготовка, включая и бой невооружёнными руками, были и есть, практически, во всех странах. Феноменальность и уникальность восточной традиции заключается в синтезе составляющих традиционные боевые практики. Они содержат: военно-прикладной компонент, духовно-оздоровительный и спортивно-игровой. Эти составляющие могут сочетаться в разных пропорциях. Прыжок в Россию был связан, как раз, с разрывом этого триединства и акцентировании внимания на одном из компонентов! Боевое Искусство, пересекая восточную границу, превращалось, как правило, в новый вид спорта, вариант оздоровительной гимнастики или в «новаторский» вид боевой подготовки специальных подразделений армии и органов внутреннего правопорядка. Несомненно, ещё существуют редкие отдельные носители древней традиции, которые передают её, как целостную систему. Однако, в действительности, она уже распалась на самостоятельные направления. Например, в современном спорте появился совершенно новый раздел единоборств, заполнивший нишу между боксом, с его характерной ударной техникой, и безударной борьбой. Спортивный новичок лишь отдалённо напоминает своего предка.

Хороша или плоха такая трансформация зависит от точки отсчёта. С позиции специалиста – диверсанта, иметь в арсенале заточенный навык ведения ближнего боя, базирующийся на потенциале выверенных древних техник – не роскошь, а необходимость. Для медика, специализирующегося на послеоперационном восстановлении больных, выбор гимнастических упражнений из традиционных комплексов боевой индийской Йоги, вполне логичен и оправдан. Однако изначально системы боевых искусств являлись средством обретения гармонии и духовности через единение тела и разума во взаимодействии с окружающим миром. Поэтому, взгляд азиата на процесс искажения и разрывания на составляющие того, что он привык видеть, как единое целое, может быть достаточно скептичен.  С его точки зрения, в процессе ускоренного скачка на Запад, боевые искусства безвозвратно растеряли системно составляющий механизм. То, что произросло на новом поле можно назвать спортом, лечением, самообороной, но никак не Искусством!

Спортивное направление восточных единоборств в России является самой массовой и заметной частью всех проявлений боевых искусств. Анализ мотивации людей, приходящих в большой спорт, можно свести приблизительно к следующему.

1. Удовлетворение своих подсознательных эгоистических потребностей: стать сильнее, научиться постоять за себя, самоутвердиться.

2. Желание стать профессионалом с расчётом на получении материальных благ.

3. Потребность в расширении своего кругозора и удовлетворении внутреннего любопытства.

4. Необходимость поддержания и укрепления здоровье.

5. Стремление стать частью определённой социальной группы (прослойки).

Даже, если этот перечень не совсем полон, Востоку, в своей изначальной традиции, такой убогий подход чужд! Нам неизвестны старые Мастера на Востоке, обогатившиеся преподаванием или лечением. Их репутация была связана, как правило, не только с признанием виртуозного владения боевым искусством.  Они служили образцом высокой морали и духовности! Трудно даже представить себе схожие тенденции в современном спорте. Кто знаком с украшенным угрожающими татуировками бойцом ММА – хирургом? Может быть вам встречался известный на ринге боксёр-философ?
 
«взгляд азиата – в процессе ускоренного скачка на Запад, боевые искусства безвозвратно растеряли системно составляющий механизм. То, что произросло на новом поле можно назвать спортом, лечением, самообороной, но никак не Искусством!»

Расчленив целое и примерив составляющие на свой, национальный манер, адепты боевых искусств России раз и навсегда закрыли дверь их восточным прообразам. Утилитарно-практическая мотивация на новой земле родила новое явление. Справедливо было бы теперь называть Тхэквондо - Русское Тхэквондо и преподавать не Сётокан – рю, а русский Сётокан – рю. Хотя, конечно, дело не в названиях! Ещё в 70-80-х, на соревнования различных направлений и школ, на татами можно было столкнуться с одной и той же типичной картиной. Независимо от принадлежности к школе, два молодых агрессивно настроенных человека, немного попрыгав вокруг друг друга, срывались вперёд, сталкиваясь в середине и стараясь в кратчайшее время отвесить второй стороне как можно большее количество оплеух. Выглядело это, будто два бульдозера разогнавшись, упираются один в другого. Технически интересные спарринги встречались исключительно редко. В целом, ощущение складывалось такое же, как и от национального рока того времени. Ребята не играли Рок, а играли в него!

Перешагнув 50 лет становления, обратимся теперь к тем, кто приходит в восточные единоборства сейчас, как в спорт. Мало кто из молодых спортсменов замечает творческую составляющую в своих занятиях. А ведь именно этот утерянный аспект придаёт существенное отличие единоборствам Востока от единоборств Запада. Спорту – это просто не нужно! Он нацелен на результат, любой ценой. А ведь осознание тренировки, как процесса творческого, превращает людей из машин, точно выполняющих указания тренера, в последователей самостоятельно и вдумчиво строящих своё тело, своё мировоззрение, то есть независимо и гармонично формирующих свою личность. Только так Тренировка превращается в Практику длиною в жизнь. А инструктор, черпая из своей чаши образования, знаний и опыта, не просто перекачивает содержимое в резервуар подопечного, а выходит на уровень вдохновителя, зажигающего пламя неудовлетворённой любознательности в душе учеников.

Сетовать на такое положение дел не совсем уместно, ибо произошло именно то, что неизбежно должно было произойти – Трансформация Боевых Искусств! Российский «человек» взял из кладезя восточной культуры то, что показалось ему необходимым и приемлемым в практической жизни, то, к чему он внутренне был готов. При этом, можно заметить и описать некоторые закономерности процесса данной трансформации.

1. Можно предположить, что основными причинами молниеносного (в историческом масштабе) распространения восточных Боевых Искусств на территории России явились:

– с одной стороны – глубокий масштабный внутренний кризис духовности и отрыв от традиционных культурных форм духовности. Внутренняя неудовлетворённость человека была вызвана состоянием духовного «вакуума», возникшего, как результат, сначала установления искусственной идеологической монополии государства, подавляющей любые чуждые системе проявления духовности, а впоследствии, крахом той же самой идеологии;

– с другой стороны – Боевые Искусства, являясь частью традиционной культуры Востока, оказались более адекватны к меняющемуся социуму России в то же самое время, нежели сама «классическая» культура страны. Потребительская ниша стала заполняться интересом к восточному культурному наследию, в том числе и Боевым Искусствам.

2. Целостный культурный феномен восточного боевого искусства при адаптации в России распался на несколько составляющих: спортивное направление, ветка прикладного (рукопашного) боя, оздоровительно-духовная практика и небольшое течение традиционного характера.

3.Каждое из вышеуказанных новых направлений в конгломерате российской социально-культурной жизни нашло свою нишу и утвердило свою жизнеспособность.

4. Современные боевые искусства в России имеют противоречивый характер. Процесс адаптации и становления упорядоченного легитимного национального института боевых искусств на сегодняшний день не завершён.

5. Искажения, отклонения и неоправданное использование боевых искусств в целях нанесения физических повреждений, превращение их в средства запугивания, внушения страха и организации коммерческих бесчеловечных турниров, лежит не в природе самих боевых искусств, а в природе самого человека и присутствии социального заказа на такую активность. То, какую форму приобретает многовековая традиция, зависит от конкретных рук, в которые она попадает.

6. Приблизительно 50 лет стихийной популяризации восточных Боевых Искусств в России стали одним из стимулирующих факторов воссоздания славянских школ единоборств. В свою очередь, интерес к этим видам тесно связан со стремлением к восстановлению частично утраченного национального самосознания. 

На вопрос читателя: «А что дальше?», отвечу, что тема становления и развития российских восточных боевых искусств – тема отдельного, серьёзного разговора.

Игорь Мессинг, USA
Связь с автором: jooklum@hotmail.com



 







Flag Counter