Этим изначально странным заголовком мы хотим поднять вопрос о боевых искусствах и спорте. Начну с пояснения термина «система приемов». Предлагаю рассмотреть особенности подготовки бойца в Китае. Нет, не бойца ХХІ века. А члена Семьи средневекового Китая, на который и приходится сам рассвет боевых искусств.
В Китае многие жили кланами, или так называемыми семьями. Туда могли входить как родственники, так и «пришлые люди», которых семья проверяла и им доверяет. Кланы между собой постоянно соперничали за власть, за торговлю, за «крышевание» сел и местечек. Естественно, каждая семья культивировала какой-то свой стиль боевого искусства.
Как же быстро обучить бойца? Все сегодняшние разговоры о том, что обучение растягивалось на долгие годы, не выдерживают критики. Это могли себе позволить только в монастырях и некоторых сектах. Задаваясь этим вопросом, многие решали проблему по-своему.
Я расскажу об одном из этих подходов. Итак, не секрет, что все стили отличаются друг от друга лишь системой взаимодействия приемов и тактиками боя, а не самими приемами. Мастера искали так называемые универсальные движения. С их помощью можно было получить множество ударов, а нарабатывать нужно было только несколько движений. Из одного движения можно было вывести другие. Отсюда система походила на дерево, где стволом и был набор тех самых универсальных движений плюс тактика, а листвой – все многообразие приемов, которые могли породить эти самые движения.
Так, школа «синь и» насчитывала всего пять таких движений, в стиле багуа их примерно восемнадцать, каратэ – это четыре формы удара. Таким образом, стиль становился эффективнее, а сроки обучения существенно сокращались. Универсальные движения также порождают гибкость стиля, так как приходится сталкиваться с разными двигательными базами иных клановых школ. Чем более подогнаны детали самого движка, чем лучше идет взаимодействие и слияние приемов – тем лучше проявляет себя представитель той или иной школы в бою.
Такой опыт поколений весьма востребован. В армии, полиции, охране не встретишь бойцов-спортсменов. А вот мастеров системного подхода с опытом боев всегда приглашали в качестве инструкторов. Приведу достаточно известный пример, когда японец, мастер джиу-джитсу смог бросить огромного иностранца-американца в вагоне поезда. Когда тот пожаловался в письме президенту о случившемся, Рузвельт мгновенно выписал из Японии несколько мастеров джиу-джитсу.