Выпуски журнала

Приемы укалывания Доу Ханьцина

Опубликовано: 2019-09-16 18:19:58

Доу Ханьцин (Доу Цзе) (1196—1280) — ученый-иглотерапевт эпохи правления династий Цзинь и Юань. Его дела описаны во многих древних книгах. Доу Ханьцин с молодости занимался наукой, твердо поставив перед собой цель. Когда монгольские войска разгромили Цзинь, он перебрался на юг, переправившись через Хуанхэ. Император Ши-цзу (Хубилай), послав ему дары, пригласил на службу в качестве канцлера и наставника императора. В иглоукалывании и прижигании Доу Ханьцин уделял особое внимание каналам и коллатералям, распознавал «вершины» и «корни» каналов, был силен в методах стимуляции (бу) и седатации (се), хорошо постиг методы выливания и вливания Цзы-У, восемь методов священной черепахи, восемь методов взлета. Скончался в возрасте 85 лет, возведен в ранг гогуна (третий из девяти почетных феодальных титулов) Вэй, ему посмертно присвоен почетный титул «исправителя текстов». Является автором книги «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов, 1295), поэм «Прояснение таинства», «Познание сокровенной сущности» и других произведений.

Доу Ханьцин выделил восемь точек пересечения восьми сосудов, а также предложил использовать их в определенные промежутки времени. Впоследствии эти точки стали сочетать с восемью триграммами в девятиклеточном квадрате, «небесными стволами» и «земными ветвями», сформировав «Восемь методов священной черепахи», описание которых содержится в книге Сюй Фэна «Чжэнь цзю да цюань» (Все о иглоукалывании и прижигании, 1439).


В поэме «Прояснение таинства» Доу Ханьцин писал: «Левой рукой сильно надавливайте [поверхность тела], чтобы рассеять Ци; Правой рукой легко и медленно вводите [иглу], чтобы не возникло боли».

 

Таким образом, Доу Ханьцин уделял большое внимание действиям левой руки. Он считал, что выполнение приемов надавливания, вонзания и резания способствует рассеиванию Ци и крови. Введение иглы он предлагал производить легко и медленно, слегка вращая иглу, что не вызовет у пациента боли. В данном случае точка зрения Доу Ханьцина отличается от взглядов Хэ Жоюя, который предлагал быстро вводить иглу без вращений. Однако, каждый из этих приемов имеет свои преимущества, поэтому они оба подходят для применения в клинике.


Серьезное внимание Доу Ханьцин уделял приходу Ци. В поэме «Прояснение таинства» он писал:

«Если [игла] поверхностно, скользко и медлительно, Ци еще не пришла, Если глубоко, вязко и напряженно, — уже распространилась. Когда [Ци] уже распространилась, взвесив обстоятельства холода и жара, оставьте или быстро [извлекайте иглу]. Когда Ци не распространилась, на основании обстоятельств недостатка и избытка, ожидайте Ци. Когда Ци уже распространилась, [игла] всплывает и погружается, будто рыба попалась на крючок; Когда Ци не распространилась, [игла] глубоко, словно в обители тишины. Если Ци распространяется быстро, результат [лечения] быстр; Если Ци распространяется медленно, то [болезнь] не будет излечена».

 

В данной цитате содержится не только описание прихода Ци, но и указано на тесную связь прихода Ци с результатами лечения.

 

В этой же поэме говорится:

«Всякий раз при укалывании сначала успокойте душу [пациента], лишь затем вводите иглу. Во время укалывания Ци эффективна лишь тогда, когда душа спокойна; Пока душа не успокоится, укалывать нельзя, Когда успокоится, можно действовать».

 

Доу Ханьцин часто применял метод пронизывания точек (укалывание одной иглой нескольких точек), который впоследствии оказал очень большое влияние на клинику иглоукалывания.

 

В поэме «Прояснение таинства» Доу Ханьцин писал:

«Препятствие против, [вращение] вправо — седатация (се) и охлаждение; Содействие вдоль, [вращение] влево — стимуляция (се) и прогревание».

 

В книге «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов, 1295) он писал:

«Увязывайте [движения] большого и указательного пальцев. Большой палец продвигайте вперед, [указательный — назад] — называется влево. Большой палец продвигайте назад, [указательный — вперед] — называется вправо».

 

Впоследствии эти слова заняли важное место в методах иглоукалывания и получили дальнейшее развитие.



Четырнадцать приемов

 

В книге «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов, 1295) Доу Ханьцин предложил использовать четырнадцать приемов укалывания: потряхивание, раскачивание, введение, отступление, «сучение», круговое раскачивание, пощелкивание, вращение, поглаживание, зажимание, пощипывание, надавливание, вонзание, резание.

 

В дальнейшем врачи продолжили и развили учение Доу Ханьцина. Так, Сюй Фэн в поэме «Золотая игла» писал:

«Вонзание и резание — приемы введения иглы [под кожу]; Раскачивание и отступание — приемы извлечения иглы; Потряхивание и введение — приемы ускорения [Ци] иглой; Поглаживание и пощипывание — приемы прохождения Ци; Применяйте сучение и болезнь уйдет; Пощелкиванием восполняйте недостаток; Круговое раскачивание применяйте на животе; Зажиманием закройте точку; Сильно немного вглубь называется опусканием; Слабо немного на поверхность называется подниманием. [Это и есть] четырнадцать приемов. Следует готовить иглы».

 

Сокращен прием вращения и добавлен прием поднимания, указано применение всех приемов.

 

Ван Цзи в книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании, 1530) также описывал четырнадцать приемов: резание, раскачивание, отступление, потряхивание, введение, поглаживание, пощипы-вание, прием самострела, «сучение», пощелкивание, круговое раскачивание, зажимание, надавливание, поднимание. Содержание в общем и целом сходно с приемами Доу Ханьцина, добавлен прием самострела, имеются сравнительно подробные комментарии и пояснения к выполнению операций и применению по каждому приему.

 

Ниже приводятся описания каждого из четырнадцати приемов укалывания Доу Ханьцина с дополнениями и пояснениями Ван Цзи, изложенными в книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании, 1530).

 

 

Прием потряхивания

В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов)говорится:

«Потряхивание: если нет прохождения Ци, потряхивайте иглу, только и всего».
 

Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы для прохождения Ци потряхивают ее тело в сочетании с пунктированием и вращением.


В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:

«Всякий раз, когда игла введена, если нет прохождения Ци, потряхивайте иглу, как трясут колокольчик, двигайте и шевелите ее. Каждый раз в каждой точке надо потряхивать при пяти дыханиях. Один выдох — одно потряхивание, опускайте иглу, вращая влево; Один вдох — одно потряхивание, поднимайте иглу, вращая вправо. Поэтому называют потряхиванием для движения Ци».

 

 

Прием отступления

В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:

«Отступление: когда при стимуляции (бу) или седатации (се) надо извлечь иглу, во всех случаях сначала немного поднимите иглу, затем оставльте ее, только тогда можно извлекать иглу».

 

В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) добавлено разграничение стимуляции (бу) и седатации (се) в зависимости от дыхания пациента и предлагается:

«Всякий раз, когда производите стимуляцию (бу) или седатацию (се), немного поднимите иглу. Поднимая иглу при стимуляции (бу), следует седатировать при трех вдохах; Поднимая иглу при седатации (се), следует седатировать при трех выдохах. Затем на короткое время останавитесь, только тогда можно извлекать иглу».


В настоящее время, выполняя этот прием, обычно медленно поднимают иглу от глубинной части к подкожному слою, ненадолго оставляют ее, ожидая успокоения Ци. Когда пройдет ощущение тяжести и напряженности, сразу же извлекают иглу.

 

 

Прием «сучения»

В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:

«Сучение: всякий раз, вызывая ощущение жара, [вращайте] иглу наружу, словно сучите нитку. Не следует вращать слишком сильно. При лечении охлаждением укладывайте иглу внутрь, [применяя] прием вращения, как [описано] ранее. Это и считается сучением».

 

Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы большим и указательным пальцами удерживают рукоятку иглы и вращают ее в одном направлении в виде сучения нитки.

 

Иногда к приему «сучения» добавляют пунктирование, разделяя его на охлаждение и прогревание. Так, в книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:

«После введения [вращайте] иглу или внутрь, или наружу, в виде сучения нитки. Не следует вращать слишком сильно, [что может] вызвать закручивание мышц вокруг иглы, [тогда] трудно поднять или опустить иглу. Опускание с вращением влево — это прогревание; Поднимание с вращением вправо — это охлаждение. Во всех случаях прекращайте через 5 дыханий, поэтому и называется сучением для Ци».

 

Применение этого приема содействует возникновению реакции на укалывание и усиливает ее. Однако, не следует производить чрезмерное число вращений в одном направлении, так как тело иглы может запутаться в мышечных тканях, произойдет застревание, перелом иглы или прочие осложнения.

Источник:https://voindao.ru/priemy-ukalyvaniia-dou-khantsina/