Випуски журналу

Символ тигра в Шотокан карате

Опубліковано: 2019-03-15 14:40:22


В 1935 году был создан “Всеяпонский комитет по карате", который принял решение построить в Токио первое в Японии додзё карате. Автор проекта — архитектор Тосима начал строительство додзё в районе Дзёсигая уже летом, а в начале 1936 года Фунакоси в возрасте шестидесяти восьми лет (!) впервые открыл его двери.

В знак уважения к своему мастеру ученики Фунакоси назвали это додзё “Сётокан” (Додзё мастера Сёто) по литературному псевдониму Фунакоси. Символом нового додзё, а потом и всего стиля стал Тигр. Как же связаны между собой название нового додзё (и стиля) и образ Тигра?

Теории возникновения символа тигра в Сётокан карате.

В настоящее время существует две основных теории возникновения этого тандема.

Согласно первой теории, образ Тигра связан с воспоминаниями Фунакоси Гитин о годах его юности на Окинаве. Сам Фунакоси пишет об этом следующее:

“Меня часто спрашивают, как я выбрал себе псевдоним “Сёто”, ставший названием нового додзё. Слово “сёто” в японском языке означает буквально “сосновые волны” и не имеет какого-то скрытого тайного смысла. Тем не менее, мне хотелось бы рассказать, почему я его выбрал.

Мой родной город Сюри окружён холмами, которые покрыты густыми лесами из криптомерий (японских сосен) и других субтропических растений. Среди холмов лежит гора Торао, принадлежащая барону Тёсукэ Иэ, который после моего приезда в Токио стал одним из моих первых покровителей.

Слово “торао” в переводе означает “хвост тигра” и особенно подходит в данном случае, потому что гора была очень узкой и так густо заросла криптомериями, что действительно напоминала хвост тигра, если смотреть на неё издали.

В свободное время я любил прогуливаться вдоль горы Торао. Особенно хорошо было гулять ночью в полнолуние или при ясном небе, когда было светло от звёзд. В такое время, если подует лёгкий ветерок, можно было услышать шорох сосен и постичь всепоглощающую тайну бытия. Для меня этот шорох был божественной музыкой.

Поэты всего мира воспевают в своих стихах таинство леса. Меня всегда влекло то завораживающее одиночество, которое символизирует лес. Моя любовь к природе была, вероятно, особенно сильной, потому что я был единственным сыном в семье и слабым ребёнком в детстве. Однако после сказанного было бы преувеличением считать меня нелюдимым. Тем не менее, после тяжёлой тренировки я больше всего любил гулять в одиночестве…

…Я занимался карате уже несколько лет и, чем глубже я познавал это искусство, тем больше проникался его духовной сущностью. Наслаждаться одиночеством, слушая шелест ветра в верхушках сосен, по-моему, есть лучший путь к достижению спокойствия разума, столь необходимого в карате. Это было частью моей жизни в раннем детстве, и я решил, что лучшего псевдонима, чем “Сёто”, для моих стихов мне не найти. Прошли годы, и мой псевдоним стал известен больше, чем имя, данное мне родителями при рождении. Часто случалось, что люди меня не признавали, если я не добавлял к своему имени Фунакоси псевдоним Сёто”.

Изображение Тигра, которое обычно используется, как символ Сётокан карате - это традиционный китайский образ, который означает, что “тигр никогда не спит”. Этот образ символизирует “постоянную готовность бдительного тигра и ясность мирного сознания”, которые мастер Фунакоси испытывал, слушая шелест сосновых волн на горе Торао. Фунакоси сам выбрал этот символ, вспоминая о своей юности.

Согласно второй теории, этот символ был создан художником Косуги Хоан, который был одним из первых учеников Фунакоси в Токио. Именно Косуги удержал Фунакоси в столице и подал ему мысль о создании первого учебника по карате.

Косуги был хорошо известен в кругах интеллигенции и возглавлял организацию художников “Клуб Тополей Табата”. Когда Косуги обратился к Фунакоси с просьбой написать книгу о карате, он обещал будущему автору, что лично оформит её и придумает рисунок на обложку. Слово своё он сдержал, и первая книга Фунакоси была иллюстрирована рисунками Косуги, а её обложку украсило знакомое теперь всем карате-ка Сётокан и Сётокай изображение тигра.

Идея этого символа возникла у Косуги из выражения “Тора но маки”, которое в Японии обозначает официально написанный документ по какому-то искусству, используемый как источник для его изучения. Так как ранее книг о карате не существовало, Косуги Хоан сказал Фунакоси, что его первая книга является “тора но маки” по карате. Однако слово “тора” также означает “тигр”, поэтому Косуги выбрал символом карате Тигра и нарисовал его на обложке книги.

Сегодня невозможно определить, какая из версий возникновения символа является более предпочтительной. Правдоподобны обе теории. Важно другое: найденный образ очень ярко отражает лучшие боевые и нравственные принципы стиля Сётокан.

Звериный стиль

Тигр, одно из мифологических животных, определяющих Пять Звериных Стилей в Даосской традиции воинских искусств. Стиль Тигра, Леопарда (Обезьяны), Змеи, Журавля (Цапли), Дракона. Эти стили символизируют также пять стихий и энергий в цепи взаимодействия Пяти Первоэлементов. Стихии Огня - Тигр, Дерева - Обезьяны, Земли - Змеи, Металла - Журавль, Воды - Дракон. По этому принципу построены пять обязательных базовых форм (ката) серии Хейан (Пинан) «Мир и Покой». Тигру противопоставляется Дракон, Змее - Обезьяна, и пр. Овладение в совершенстве пятью этими ката позволяют адепту находится в мире и спокойствии в любой экстремальной ситуации.

Стиль Тигра является главным в Шаолиньском кемпо. Он характерен прямолинейными траекториями, резкими ударами с дальней дистанции, прыжковыми перемещениями типа окуре-аши фумикоми. Шотокан, таким образом, как бы является современным продолжением Шаолиньских традиций.

Тигр против Дракона

Самое раннее изображение тигра было обнаружено в древних могилах, раскопанных в центральной Китайской провинции Хенан в 1987. Тигр, сделанный из раковин был найден, находясь на левой стороне тела, захороненного там. На правой стороне было самое раннее изображение дракона, когда-либо найденного, также сделанного из раковин. Эти изображения, как полагают, имеют возраст приблизительно 6,000 лет. Эксперты говорят, что и тигр и дракон были тотемы в древнем мире.

Национальность Хан - фактически смесь древних племен со всего Китая. Племена с запада, включая племя Желтого Императора, поклонялись тигру, в то время как на восточном побережье поклонялись дракону. Конечно, было также много других племен с различными тотемами. После многих войн, эти племена постепенно смешивались, и формировалась национальность Хан. Поскольку племена, поклоняющиеся тигру и дракону, были более мощны, другие тотемы исчезли, в то время как эти два продолжили свое существование.

Поклонение тигру пришло от кочевого и охотящегося стиля жизни наших предков. На поле, тигр был мощным животным. И в конечном итоге тигр стал символом защиты. 
С развитием сельского хозяйства, люди начали больше полагаться на дракона. Так как дракон, как считают, отвечает за погоду, это заменило тигра. Постепенно, дракон занял доминирующее положение на небесах, и тигр стал одним из его подчиненных, королем гор.

С тех пор Династия Цин в течение трех столетий, монополизировало императорское право использования символа дракона. Цин Ши Хуан объявил себя сыном дракона и сказал, что его власть дана Небесами. Позже, все императоры в Китайской истории следовали его примеру. Стул Императора назывался стулом дракона, его платье одеждой дракона. Драконы появляются всюду в имперском дворце. Кто-либо, пытающийся соединять себя с символом дракона, будет приговорен к смерти как совершивший преступление против императора.

Тигр, напротив, всегда принадлежал людям. Его любили не просто, как тотем. Люди ценили его красоту и силу, духовное начало. Тигр использовался как защитник и символ удачи.

Легенда гласит, что на горе, росло персиковое дерево, а под деревом жили два брата. Всякий раз, когда эти двое злились, они кормили тигра.

Таким образом, тигр имеет власть над злом. Согласно некоторым исследователям, тигр также символизирует брак и деторождение.

В Китайских легендах, имеются несколько рассказов о том, как тигры спасли человеческие жизни. Одна история гласит, что в древнем государстве Чу человек имел незаконного ребенка, от которого он отказался и оставил его в поле. Тигрица нашла ребенка и кормила его ее собственным молоком. Позже, ребенок вырос и стал премьер-министром государства Чу.

Более известный человек, тоже спасенный тигром — большой философ, Конфуций. Говорят, что он был настолько уродлив, когда родился, что его родители решили оставлять его на горе. И именно тигр спас его.

Люди с тигриными сердцами

В письме Кукая, губернатору провинции Фучжоу, от 03 октября 1804 года, известном как литературное произведение основателя эзотерической буддийской школы Сингон, так описываются трудности морского путешествия японского посольства:

«Высокие волны вздымались до небесной реки Хань, ударяя в борта нашего корабля. С утра дул южный ветер, и мы ужасались, думая, что нас пригонит в край жестокосердных существ из Танра; с вечера дул северный ветер, и мы пугались возможности попасть в руки жителей островов Рюкю (Окинава), у которых тигриные сердца». 
Данный, ставший классическим, отрывок может также косвенно свидетельствовать, что во времена эпохи Тан, когда зарождалось карате, жителей островов Окинавы считали «людьми с тигриными сердцами».

Источник: http://s-campo.com/articles/70-tiger







Flag Counter