Випуски журналу

Причины малой известности хапкидо

Опубліковано: 2019-03-04 21:34:53


Как мы видели выше, благодарные ученики Чхве Йонг-соля стремились поскорее выбиться в мастера и погромче заявить о себе — поэтому ничтоже сумняшеся объявляли себя «отцами современного хапкидо» или «наследниками старинного племенного искусства». О своем старом учителе они предпочитали не упоминать, уделяя ему в лучшем случае несколько абзацев в своих наспех сделанных книгах. 

Еще бы — ведь с момента их «отпочкования» мастер-учитель становился наиболее опасным конкурентом — пусть даже и только в воображении бывшего ученика. В результате мы обладаем полными биографиями Чи Хван Чже, Мён Дженама, Со Ин-хека, Ли Чжу-бана и еще многих учеников патриарха — но о самом же патриархе не знаем почти ничего. Так современные «хранители традиций» корейских боевых искусств хранят свои традиции. То есть, в отличие от китайцев и японцев, хоронят их. Увы, именно такое отношение можно сегодня назвать «традицией современного хапкидо». 

Конечно, бизнес есть бизнес, талант есть талант — но всё-таки — иногда ведь бывает еще и совесть… 

Хапкидо — система достаточно сложная в изучении. Если начинать с нуля, то успехов приходится ждать довольно долго. Поэтому, чтобы обогнать конкурентов, волей-неволей приходится принимать учеников с уже поставленной базой. Сегодня же в качестве базы чаще всего выступают начала каратэ, бокса или дзю-до. Сроки же подготовки, опять-таки для привлечения новых учеников, приходится постоянно сокращать, чтобы почаще радовать «клиентов» новыми поясами. Скорость, с которой студент «проходит» материал уже слишком велика, чтобы обеспечить полноценное усвоение новых навыков, а уж тем более замещение старых, что гораздо труднее. 

Для обеспечения «коммерческой привлекательности» повсеместно предпринимаются попытки всячески «упростить» систему, сделать более похожей на широко распространенные виды спорта, вроде тех же дзюдо или каратэ (так сказать, «укаратить»), что позволит сразу набрать отовсюду в свою школу множество уже почти готовых «хапкидистов». Не настоящих хапкидоинов — а «хапкидистов», которые, выучив несколько техник, худо-бедно годящихся для демонстрации, с готовностью подставляют животы под заветные пояса. При таком браконьерском подходе неизбежно и очень быстро происходит деградация стиля, потеря его специфических особенностей, и то, что получается в результате, походит на изначальное искусство, как порося на карася. 

Вот и президент Латвийской федерации хапкидо г-н Мочалин говорит, что «на 70 % техника аналогична тэквондо» — конечно, он ведь сам «тэквондист». И его наставник, 9 дан тэквондо и хапкидо, Со Мён Со, тоже — он и не собирается менять хорошо усвоенную базу. А знаменитый американский гранд-мастер Хи Иль Чо, автор множества видеокурсов и методик, вообще утверждает, что раздел самообороны тэквондо — хо-син-суль — и есть хапкидо — и всё тут! В свою очередь, другой современный гранд-хапкидоин, президент Интернациональной федерации хапкидо (IHF) Мён Дженам, 10 дан, имеет также 9 дан айкидо и, в качестве президента Корейской Ассоциации Айкидо, твердо держит курс на то, чтобы единственное различие хапкидо и айкидо осталось только в разночтении иероглифов, составляющих их названия. 

Так вот, один «тянет» в тэквондо, другой — в айкидо. Благодарным ученикам остается только следовать за ними. При этом боевая эффективность современного айкидо сегодня не без причин подвергается бо-ольшому сомнению. Как впрочем, и пригодность современного тэквондо в уличной драке, поскольку хо-син-суль сейчас не изучает ни один тэквондоист-спортсмен. 

К примеру, Фариборз Ажах, 8-й дан, ученик признанного авторитета, отца самого названия «Хапкидо», мастера Чи Хван Чже, прыгать умеет не хуже тэквондоиста. Но ходить, дышать, даже стоять хотя бы в соответствии с канонами каратэ или тансудо, которое, очевидно, он когда-то изучал, — увы, нет. Для этого достаточно просмотреть его «учебные кассеты», широко распространенные сегодня и в оригинале заботливо снабженные надписью: «кассеты с поврежденной пластиковой упаковкой обратно не принимаются». Начинается все, конечно, с весьма эффектного разбивания яблока ногой в прыжке. Далее следует пара боксерских ударов, падения и общеизвестные броски дзю-до: конечно, тоже дело нужное, не спорю. 

Но когда дело доходит до исполнения формальных упражнений и «фирменных» инерционно-болевых заломов — тут уж этот господин вряд ли произведет хорошее впечатление: игры в «поддавки» не заметит только слепой. Техники с тростью — вообще посмешище: трость ему либо просто мешает, либо не нужна. А противник старательно бьет мимо. Не верите — посмотрите сами, если денег не жалко: кассеты эти сейчас вполне можно купить в Москве, а я-то заказывал в Штатах! Каждое такое удовольствие продолжительностью в один час стоило шестьдесят долларов — вот и думай, стоит ли распаковывать — или сразу же отослать назад? 

Такое «мастерство» служит вовсе не развитию стиля, а каким-то другим целям: может, желанию «найти новый рынок», просто подзаработать на чем-то модном и новеньком — или, что более вероятно, отмыванию каких-то «левых» денег через спортивную структуру. Для этого действительно выгоднее организацию «делать сверху»: сперва создать эту структуру, любыми путями выбить заветный «почетный» дан и заварить крутую рекламную кампанию — а потом уже зазывать в ученики доверчивых простофиль. 

Но какая разница, дали тебе дан или нет, если ты не владеешь спецификой стиля даже на ученическом уровне — будь у тебя при этом хоть десятый дан по тэквондо, каратэ, сумо — или национальной пещерной борьбе в снегу на четвереньках?

 
Источник: http://www.gibmonks.com/ArtHapkido/Prich.php







Flag Counter