Выпуски журнала

Легенды о каратэ

Опубликовано: 2019-02-10 14:07:42

 

Каратэ и Министерство Образования Японии

Помню, году в 1891-1892 некто Сури Дзиндо Кото Сёгако на свой страх и риск стал учить детей Окина­вы каратэ. Ученики начальной школы тогда были на­много старше сегодняшних. Первоклассник лет двадцати от роду в те годы не был редкостью. Позже, когда уч­редили единый призывной возраст на военную службу, издали распоряжение, касающееся медицинской комис­сии. Врачам надлежало высмотреть среди призывников тех, кто занимается каратэ - их выдавало физически раз­витое тело. Этот факт сам по себе становился предме­том серьезного разговора. Итог очередного безумия на­чальников был таков. Председатель комиссии по обра­зованию префектуры Огава Синтарё пригласил мастера Итосу на совещание директоров школ. Пригласил не од­ного, а с учениками, и попросил дать показательные выс­тупления юных каратистов. Огава был потрясен мастер­ством юношей. Вскоре ему предстояло написать отчет в Министерство Образования страны. Он написал... о нрав­ственности и духовности боевого искусства каратэ. Надо отдать должное Министерству Образования: там оценили достоинства Каратэ-до. И дали добро - чего никто не ожидал - включить каратэ в обязательную программы физического воспитания. Первой общеобразовательной школы Окинавы и специальной школы для мальчиков, готовящей будущих военнослужащих.

Впервые после долгих лет секретности и конспирации каратэ стали преподавать открыто. К тому времени я и мои товарищи-единомышленники уже лет десять шли путем Каратэ-до, а некоторые и того больше. Но об этом мы не распространялись. Зачем? Когда началась война с Синаем, один молодой человек стал упорно заниматься каратэ с мастером Итосу. Он протренировался больше года, а уж потом пошел добровольцем на фронт. Получил назначение в дивизию Кумамото. Во время медицинского осмотра дивизионный врач обратил внимание на муску­латуру юноши: «Вы из Окинавы? Каким видом борьбы вы занимались?» Парень ответил, что он простой фермер, и, кроме тяжелой физической работы, ничем никогда не занимался.

Медкомиссию вместе с ним проходил его товарищ. Тот не выдержал и выпалил: «Он занимался каратэ!» «Вижу, вижу», - пробормотал врач. Он все еще был под сильным впечатлением от развитого и накачанного тела юноши.

Сила рук Мастера Итосу

Легендарная сила рук Итосу была, ско­рее, даром природы, который, конечно же, развили регуляр­ные тренировки. Вот, что произошло однажды в районе Тсудзи города Наха. Район славился развлекательными заведениями. Мастер Итосу решил скоротать вечер в одном из ресторанов. Он уже входил в двери, как вдруг какой-то парень выскочил из темноты и с резким криком «кийа» нацелился ударить Итосу в спину. Мастер мог легко увернуться, но не сделал этого. Он напряг мыш­цы торса так, что кулак хулигана будто угодил в каменную стену. Тот закричал от боли и удивления, и собрал­ся было удрать. Не тут-то было: мертвая хватка Итосу уже легла на запястье парня. Он чувствовал силу мастера и даже не пытался осво­бодиться - берег кости. Парень едва дышал от боли. Пот выступил на лбу и тек по лицу. Итосу даже не повернул головы. Он шел в ресторан и тащил за собой парня. Во­шел в зал, сел за столик, велел перепуганной официантке принести еды и вина. Когда выпивка была на столе, мас­тер левой рукой взял бокал, а правой развернул трясуще­гося от ужаса бандита лицом к себе. Итосу отпил немно­го, взглянул на парня, улыбнулся и сказал: «Не знаю, что ты имеешь против меня. Выпить хочешь?» Потеряв от стыда дар речи, молодой человек низко поклонился.

Тело Итосу было так накачано силой, что казалось не­уязвимым. Он мог выдержать удар любой силы и не об­наружить при этом признаков боли или травмы. Расска­жу еще об одном случае.

Жил тогда в Окинаве некий молодой тренер каратэ. За ним тянулась дурная слава любителя уличных драк. Чтобы проверить свою силу, он высматривал на улице одинокого прохожего и провоцировал драку. В один «пре­красный» день ему в голову пришла глупейшая мысль: «Все твердят о неимоверной силе Сэнсэя Итосу. Прове­рим. Если я подстерегу его и нападу внезапно со спины, он ничего не сможет сделать».

И парень стал ждать удобного случая. Однажды он выследил Итосу, когда тот поздно возвращался с вечерин­ки домой. Юноша подождал, когда мастер приблизится, подкрался сзади и молча ударил Итосу в самое уязвимое место на спине. Мастер даже не пошатнулся и шел себе, как будто ничего не случилось. Парень попытался уда­рить его в бок. Итосу мгновенно схватил его запястье и крепко сжал. Рука у молодца онемела. Еще бы. Мас­тер легко разбивал одной рукой толстую бамбуковую палку. Пленник еще пытался как-то сопротивляться сво­бодной рукой. Но, само собой, зря: Итосу попросту не обратил на это внимания.

В отчаянии юнец закричал: «Мастер. Простите меня». Итосу шел не спеша. Через минут пять раздался его спокойный голос: «Кто ты?» «Меня зовут Сабуре», - был ответ. Тогда мастер, наконец, повернул голову и по­смотрел на беднягу: «Сабуре, значит? - Итосу усмехнул­ся. - И зачем, Сабуре, ты так шутишь со стариком?» С этими словами он отпустил руку молодого человека и отправился дальше. Конец истории очень характерен для мастера Итосу. 

Об ученике и Учителе

Расскажу вам одну историю об известном мастере литературного жанра. В юности он решил учиться читать бал­лады и легенды, хотел стать актером. Его педагог был очень строгим. День за днем он заставлял молодого человека чи­тать один и тот же отрывок из «Тайкоки» - драмы жизни времен Тойотоми Гидоси. По сотне раз в день бедняга по­вторял одно и то же. А учителю все что-то не нравилось: «Еще раз!» И так почти год. Он не позволял ученику про­честь хотя бы строку следующей главы.

В конце концов, замученный юноша решил, что выбрал не ту профессию, и ночью убежал из дома. Он отправился искать счастья и другого способа заработать на жизнь в древнюю столицу Идо. Ему пришлось заночевать в гости­нице провинции Суруга (сейчас ее называют Сизуока). В тот вечер там проходил конкурс чтецов. Молодой человек решил принять в нем участие: будь, что будет. Он вышел на сцену и почел тот самый отрывок, который знал назубок. И как прочел. Когда он умолк, к нему подошел организатор конкурса. «Это было великолепно» - все, что он мог про­изнести. «Как ваше имя? Уверен, вы знаменитый актер. Но меня подводят старые глаза: я не узнаю Вас». От таких слов молодой человек совсем растерялся. Он покачал го­ловой: «Вы ошибаетесь. Я просто любитель. Сознаюсь вам, я не знаю ни слова дальше этого отрывка».

Организатор удивился: «Не может этого быть. Вы не уступаете великим мастерам. Кто учил Вас?» Тут юноша выложил все. Как терзал его учитель, как он сбежал и оказался в этой гостинице... Старик вздох­нул: «Вы совершили большую глупость. Такой педагог послан вам Небом. Послушайте меня. Возвращайтесь обратно, просите прощения, умоляйте, но добейтесь, что­бы он продолжил уроки с вами». Молодой человек уже и сам понимал, что сглупил и погорячился. Он вернулся к своему педагогу. Сейчас это знаменитый актер Кошидзи. Впрочем, важно не имя. Важ­но сделать вывод из этого рассказа.

Использованы материалы: Гичин Фунакоши. КАРАТЭ-ДО Ньюмон. Избранные главы