Свежий Выпуск

О ЖЕНСКОМ В МУЖСКОМ МИРЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ИЛИ ОДА ЖЕНСКОМУ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

Опубликовано: 2019-02-10 13:37:35


 
Среди мифов, сказок, этнических сказаний и просто историй существует одна, которая простирает свои корни так глубоко, насколько хватает человеческой памяти. Подымались и опускались континенты, воды океанов разъединяли материки, войны и эпидемии опустошали страны, но фабула этой истории стойко переживала катаклизмы и возрождалась в каждом поколении в яркой новизне. Люди и сейчас, с искренним любопытством детей, продолжают замирать в ожидании развития всемирного триллера о борьбе Добра и Зла. Образы этих противоборствующих сил могут воплощаться в совершенно разных героях. Центральной фигурой придания может стать средневековый рыцарь, завоёвывавший сердце красавицы в сражениях с жестокими захватчиками или Иванушка-дурачок, в простоте душевной сдвигающий горы и отсекающий головы дракона, чтобы расчистить дорогу в царство ожидающей его принцессы. Непотопляемый и несгораемый киногерой Джеймс Бонд, Агент-007, всегда элегантно одетый и гладко выбритый при любых обстоятельствах, также часть этой нескончаемой саги.

Буйная фантазия людей рождает новые и новые варианты   старой истории. Ключ к бессмертности этой истории заключается в том, что его главные персонажи олицетворяют изначальное дуалистическое устройство нашего мира. Положительная и отрицательная энергии преодолевают препятствия, чтобы найти гармонию в динамическом балансе.

Однако популярностью сказка о Добре и Зле также обязана ещё одному важному фактору. Это утопическое сказание необходимо людям! Человеческое сознание хочет опереться на поступки Супергероя, прийти к неизбежному Happy End через препятствия и невзгоды вместе с ним. Это не просто сказка – это откровение, обращение к человечеству: «Смотрите, вот такими сильными вы могли бы стать, таких высот могли бы достигнуть, если бы не боялись реализовать себя!» Положительный герой, злодей, принцесса – всего лишь метафорические образы сил, закономерностей и энергий, с которыми мы имеем дело каждый день. Повседневно мы встаём перед выбором, как поступить. Каждое мгновение надо бороться с чудовищем, преграждающим путь нашим желаниям. Его нрав коварен и скрытен, ибо питается он нашей ленью, слабоволием, нашими страхами, инертностью и согласием на посредственность. Если мы не воспитываем в себе характер Воина, того самого героя из сказки, шансов выиграть в непримиримой войне нет. Перед злом недостаточно расшаркаться ножкой и вежливо попросить удалиться. Воин, несущий чистую энергию «Ян», обязан владеть законами ведения войны, чтобы побеждать в конфликтах. Оружием Воина являются как раз те привлекательные качества его характера, которые рядовой человек видит в супергерое, но не обладает сам: сила, смелость, воля, изобретательность, настойчивость и непримиримость. Кто без таких качеств может сдвинуть горы, одолеть дракона и освободить возлюбленную, чтобы объединиться с ней?

Кстати, об объединении. Откуда берётся эта неукротимая тяга найти свою суженную, освободить её и быть рядом. Отбросим первое приходящее в голову рациональное объяснение о физиологическом притяжении мужского и женского, мы же имеем дело с метафорами. Воин тянется к своему противоположному энергетическому «Инь», интуитивно чувствуя нехватку качеств, которыми как раз обладает вторая половина, потому что это сделает его сильнее и сбалансирование во всех отношениях. Стало быть, Добро (Инь, женское начало, принцесса) – не второстепенный персонаж бессмертного триллера. Оно играет не статическую роль, стимулируя супергероя на совершение его подвигов. Женское начало активно – это воплощение всего того, чего не хватает Воину. Если его стезя походы, сражения, то есть борьба и преодоление и он, эксперт «войны», то она – мастер мира. Её качества: мягкость и творческая сила, чувствительность и способность к мечтам, созидательность и заботливость. Она способна сделать Воина сильнее, подарив ему умение жить, обустроив его существование и наградив способностью наслаждаться каждым мгновением бытия. Если Воин постиг искусство сражения, она достигла совершенства в умении жить. Поэтому, эти два персонажа не просто дополняют друг друга, они – суть единого целого – гармонии.

Внутренний и внешний баланс внутри нас (будь то мужчина или женщина) возникает, когда мужское и женское достигают согласия.

Разглядывая картинки современного мира, а можно предположить, что так было всегда, редко увидишь воистину счастливых представителей людского племени. Мир, раздираемый массой недугов, отнюдь не гостеприимное место для проживания. Необходимо обладать от рождения или воспитать в себе способность быть в этом нестабильном земном «раю» Воинами и Принцессами. Величайшая трагедия заключается в том, что большинство людей проживают в тени собственной уникальности, согласившись быть невидимым фантомами того, чем они могли бы стать. Воины и Принцессы редко встречаются на дорогах жизни.

Являясь срезом человечества, боевые искусства страдают тем же пороками, что и весь остальной Мир. Носители старого воинского ремесла – Мастера, хорошо помнят о «Ян-ской», сильной стороне своего искусства и совсем позабыли о второй половинке – «Инь». Особенно очевидно это стало в процессе перемещения восточных единоборств с родной земли на «Дикий Запад». Дух принцессы выпал из повозки в дороге и остался лежать в забвении невостребованный. За редким исключением, превратившись в предмет бизнеса, боевое искусство в школах проповедует самые грубые аспекты мужского начала. Воздух залов пропитан культом сильной личности, грубой силы, крутизной вздутых мышц и дикими криками атак. Любой ценой, в кратчайший срок победить на соревнованиях – слоган многих из школ. Вместе с медалями, поясами и сертификатами, разносортные чемпионы получают в довесок монументальное ощущение исключительности – ЭГО, перекрывающее мудрое ощущения удовлетворения от своего гармоничного саморазвития в процессе практики боевого искусства. Из раздевалки на татами и ринг выносится неконтролируемый дух агрессивного тестостерона. И дело не в том, что школами, как правило, руководят мужчины и среди учеников редко увидишь женскую головку. Потеряна добрая порция составляющих единого целого – системы воинского ремесла. Философия, искусство – всё то, что составляло его духовную часть и воспитывало гармоничный тип человека – «истинного мужа», потеряно!  Но в чём тогда различие между Мастером и обычным уличным бойцом? Кому мы отдаём поклон уважения и доверяем своих детей на воспитание? Разве не должны мы видеть в Мастере воплощение мудрой уравновешенности, синтез сильного Воина и женственной чувствительности?

С незапамятных времен окружающие, да и сами женщины видели себя существами слабыми, мягкими характером и зависимыми от мужской половины. Причин тому много. Например, религиозные институты всегда сознательно отводили им второстепенную роль, не имеющего права голоса придатка мужчины. Унизительная трактовка предназначения женщины позволяла держать в повиновении почти 50 процентов прихожан. Достаточно вспомнить, что в христианской традиции женщина появляется из ребра мужчины для совершенно конкретной цели: развлекать и прислуживать ему. Осознанный подход подавления женского развития полностью перекрывал им доступы к инструментам физической и духовной практики. Где уж тут воспитывать физическую силу и военные навыки, если за простую детскую борьбу девочку ругают, а её младшего братишку за то же самое хвалят. Однако история даёт прекрасные иллюстрации того, как женщины достигали блестящих результатов в «мужском» промысле ведения боя, вставали во главе армий, становились главами государств и подымали народы из пепла. Не забудем, что от рождения, женское начало составляет 50 процентов того самого сплава Ян и Инь, которое рождает истинного Воина. Следовательно, и у мужчин, и у женщин есть равные шансы стать независимыми, сильными существами, всё зависит лишь от условий и обстоятельств.

В этой связи, боевые искусства могут стать прекрасным инструментом возрождения давно дремавшей в женщине положительной энергии Ян. У неё появится путь к встрече с самой собой. Физическая сила и психологическая устойчивость Женщины-Воина станут побочными продуктами веры в собственные силы и способность защитить себя и близких. Проснувшись однажды, и скинув прочь роль лёгкой добычи и жертвы, женщина наконец-то ощутит удивительную лёгкость. Ведь тот, кто научился сражаться в зале единоборств или в каждодневной обыденной жизни, перестаёт видеть себя слабым. Нет больше необходимости постоянно прикидываться, разыгрывать спектакль и доказывать свою ценность. Можно просто полноценно и уверенно идти по жизни. Ибо мир вокруг, с этого момента – выбор.

ПРОБУДИ ТЕЛО

Говорят, что существует более 2000 различных стилей в мире единоборств. Большая часть из них пришла к нам с Востока. В этом регионе планеты, с течением времени, они стали универсальным средством для достижения самых разных целей. Для монахов – это было приведения своего сознания и тела в состояние, ведущее к слиянию с Дао и обретению долголетия, в Буддистской практике – к достижению просветления. Для армии – это был метод совершенствования военного технического мастерства ради одержания победы над противником. Для адептов народных школ – это была возможность обрести внутреннее, духовное совершенство, приобщиться к поддержанию моральных и этических традиций предков. Но какими бы путями не шли Боевые Искусства, как бы их цели не разнились в зависимости от религиозных воззрений и социального статуса адептов, обобщённым результатом при всех обстоятельствах было совершенствование Ушу.

О триединстве

Сравнительно недавно традиция практики боевых искусств дала первые всходы в западной части планеты. Присматриваясь к структуре и содержанию многих направлений, стилей и школ, можно найти в этом пёстром коллаже общие закономерности и единые сквозные принципы, присущие им всем. В любых методах, будь то поиск эликсира бессмертия, базирующегося на психофизическом тренинге или медитационной практике, для достижения просветления, объектом Ушу был человек. Также, все стили, претендующие называть себя системами, имели три составляющие работы с этим объектом: физическую, ментальную и духовную. Данное триединство имело различное метафорическое выражение, однако, принципиальная сущность этого понятия всегда лежала в одной плоскости. В Тай Цзи Цюань система обучения построена из трёх блоков: Земля, Человек, Небо. В каратэ «Син-Ги-Тай» обозначает единство совершенствования духа (Син), техническое совершенство (Ги) и физическое совершенство (Тай). Восточная практика Ушу не разрывает природной связи между физическим телом, умом и духом человека. Первой ступенькой познания Боевого Искусства, является работа с телом, его пробуждение, в котором ум играет полноправную роль. Данного момента мы и коснёмся. Тема эта довольно сложная и обширная, поэтому, сначала немного о родственных вещах.

Что такое тренировка, точнее, практика Кунг Фу?

Всем известная поговорка: «В здоровом Теле – здоровый Дух» указывает на однозначную связь между телесной и духовной составляющей нашего бытия. Но кто в этом альянсе главный? Тело учится по велению Ума. Если в него не вкладывать «ума-разума», то оно, достаточно быстро тупеет и начинает существовать в виде некоторой физиологической аморфной массы на минимальном уровне выживания. За этим порогом, Тело кричит «караул!» и отправляет сигналы SOS Уму: «Сделай что-нибудь, я болею!» Однако бывает поздно. Где-то в юном возрасте, предположительно, в районе 6-7 лет, Ум человека оккупирует контроль над органами чувств. Тонкая восприимчивость к сигналам от зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса, данная нам при рождении, притупляется. Большая часть внутренней (исходящей от самого тела) и наружной информации, утрачивается, так как Ум сокращает количество сигналов для выделения энергии на её анализ и переработку, то есть, на контроль за органами чувств. Тело становится «бесчувственным». Логика Ума выставляет фильтры, через которые проходит только приоритетная информация и та, что доставляет удовольствие Уму. В процессе практики Кунг Фу мы пытаемся снять эти фильтры, докопаться до глубинных дверей чувствительности, с которыми были рождены, пробудить тело к опосредственному познанию окружающего мира и самих себя.

С другой стороны, Ум является частью Тела и за пределами «бесчувственности» он обречён деградировать. Врач просматривает нормальные результаты мочи и крови физически «запущенного» пациента и не может поставить диагноза. Депрессия, нервные срывы, психоз – ещё не отражены на клеточном уровне.  Однако, порча, вселившийся бес, одержимость и дьявол уже правят бал в душе, как и в старые, домикроскопные времена! Выходит, что Кунг Фу учит наш ум прислушиваться к шепотку Тела. И главных в этой истории нет! Психофизический симбиоз внутренней и внешней практики – есть суть, единое целое в боевых искусствах. То есть, практика Кунг Фу – это взаимодействие Ума личности с его Телом.

Каковы взаимоотношения Тела и Ума?

Попадая в экстремальную ситуацию боя, в силу вступает единственное правило: «Не навреди себе». Физическую целостность при этом возможно сохранить лишь одним путём – неукоснительно выполнять желания Ума. Когда говорят о высшей степени владения ситуацией в бою, работе «на автопилоте», речь идёт не об автоматизме, отключении умственного контроля. Кстати, этот термин используется неверно. Автоматизм действий проявляется лишь у душевно больных людей. Подразумевается качественно новый уровень диалога между Умом и Телом, когда осознанный контроль внимания сконцентрирован лишь на ключевых моментах, а всё остальное отдано на работу самого тела. Такое состояние оптимальной корреляции между телом и умом приходит под воздействием длительных тренировок. Инструменты Кунг Фу приучают Тело слушаться, как домашнее животное. Где-то кнут, а где-то пряник и через некоторое время, у Тела можно попросить пойти на компромисс, потерпеть боль, выручить из болезни, адекватно среагировать на угрозу. Волшебной палочкой дружбы Ума и Тела являются не возрастающие нагрузки, как в спорте, или шоковые методы, как в упрощённых видах единоборств, а простое общение. С телом необходимо общаться, ему необходимо внимание.

На каком языке говорят Тело и Ум?

Проделайте простой эксперимент. Сядьте удобно в позу полу-лотоса, прикройте глаза, расслабьтесь и выполните несколько циклов полного брюшного дыхания. Повторяйте примерно следующую мантру: «…я чувствую каждую клеточку своих бицепсов, мышечные волокна бицепсов наливается кровью и увеличивается в диаметре. Руки становятся сильнее и сильнее…» Через неделю таких сеансов сравните количество отжиманий от пола, на которые вы способны, с их количеством, выполненных до аутотренинга. Полагаю, что разница будет минимальна, если будет вообще. Следующую неделю посвятите наращиванию числа тех же отжиманий, в тех же условиях на 5 каждый день. Итог предсказать не сложно. Тело не понимает языка, формул и образов. Оно реагирует на перепады параметров, которые задаёт Ум. Таким образом, универсальный механизм приспособления к изменению параметров – методический язык Кунг Фу. На нём общаются Тело и Ум.

Нужна ли практика вообще?

Распространено мнение, что человек, выполняющий физическую работу, не нуждается в дополнительной нагрузке. Народный фольклор добавляет к этому опасному убеждению ещё и ложную поговорку: «Труд лечит, а лень калечит». Несомненно, интеллектуальный и творческий труд, в определённых случаях, может использоваться как терапевтический инструмент при лечении. Однако, тяжёлый физический труд не лечит, а изнашивает тело! Чем же тогда, в этой связи, отличаются физические нагрузки в практике Кунг Фу от изнурительного физического труда? Не ведут ли они к тому же плачевному результату – разрушению тела? Отнюдь! Если понять, что практика – это раскрытие внутреннего потенциала тела, всё встаёт на свои места. Во время тренировки вы обращаетесь к телу, адресуете ему своё внимание, прислушиваетесь к ответной реакции – корректируете ошибки, то есть постоянно направляете к телу поток осознанной энергии. Именно эта энергия подталкивает тело меняться. При физическом труде компонент осознания отсутствует, человек использует (эксплуатирует) своё тело для механического выполнения работы, зачастую безрадостной, не дающей удовлетворения. Осознанная дружба между Умом и Телом очень характерна для Кунг Фу. Однако - это лишь первый элемент комплексной практики, так как физическая тренировка в Кунг Фу – лишь пробуждение человеческой плоти.

Что происходит в бою?

Человек проявляет свой Дух. Через что? Через Тело и Ум. Кунг Фу выступает в роли системной обучающей структуры, позволяющей осуществить такое проявление, руководствуясь намерением индивидуума (личности) – выжить, сохранить целостность своей структуры. Это намерение, в свою очередь, продиктовано ещё более универсальным аспектом, объединяющим все процессы жизни (системой универсальных систем методов, направленных на достижение высшей цели), то есть первопричиной нашего существования, как индивидуумов. Таким образом, Кунг Фу всегда актуально, пока присутствуют все компоненты, делающие человеческую особь Человеком.

Внутри самого Кунг Фу заложено некоторое противоречие. С одной стороны – это искусство, и его рождение отмечено моментом, когда отметаются законы и правила. В этом природа искусства, в противном случае, мы имеем дело с ремеслом. С другой стороны, хорошее Кунг Фу – системно, то есть обучающий механизм как раз находится в рамках определённых методических правил. Такой дуализм природы Кунг Фу приводит к смятению и не пониманию на практическом уровне. Так, Брюс Ли при построении своего стиля Jeet Kun Do, отвергал любую практику канонических форм (Таолу), утверждая, что следование заведомо известным паттернам ограничивает ум практикующего и навязывает трафареты. Смею выразить сомнение по поводу справедливости такого убеждения. Его поверхностность привели к тому, что Брюс Ли смастерил блестящую личную школу для самого себя, но не оставил наследия в виде стиля. Его последователям не удаётся пока повторить несомненных результатов основателя именно потому, что в его школе отсутствует компонент системности. Jeet Kun Do необходима доработка, чтобы стать системой.

Копнув поглубже, можно понять, что, пробудившись от тотальной спячки, тело начинает обучаться вместе с умом в русле совместной деятельности, которая и называется Кунг Фу. В нашем конкретном случае видом такой деятельности являются единоборства. Закон дуализма в Кунг Фу между свободным выражением личности бойца в процессе ведения поединка и следование правилам в рамках системы для достижения этой свободы, будет продолжаться до момента, пока Тело и Ум не прекратят гражданскую войну между собой и не наступит дружба. В этот момент рождается Воин. Новый уровень кооперации духовного и телесного снимает противоречие. У Воина меняются его намерения, а, стало быть, и личный подход. Преображается его внешняя (телесная) и внутренняя (духовная) содержание Кунг Фу. Обладая уверенностью и видя вещи в истинном свете, Воин имеет возможность выбора поведения в критических ситуациях. И не всегда он примет вызов противника и тропу войны, ибо цель может быть достигнута многими другими путями. Например, больше никогда не драться.

Дружба ума и тела

Гёте устами Фауста сказал очень точно: «…теория, мой друг, суха, а древо жизни пышно зеленеет…». Большую часть умений, навыков и знаний человек получает через тело. Словесные описания разучиваемой техники, метафоры и образы никогда не заменят его обычного физического (телесного) выполнения при обучении. Особенно в Кунг Фу, знание реализуется в конкретном механическом действии. Можно сказать, что в Кунг Фу знание практично. Оно позволяет выбирать оптимальный вариант решения из потенциально возможных, то есть, сужать энтропию и таким образом осознанно управлять процессом. Ум выступает в роли Оперативной памяти по отношению к телу. Если он пытается оттянуть на себя все функции памяти, тело будет сконфужено и перестанет выполнять свою работу адекватно ситуации, потому что оно само обладает своей самостоятельной памятью. Тонкий баланс между двумя видами памяти лежит на доверии друг к другу. К счастью, телесная память часто работает независимо, без согласия ума.

Прислушайтесь к телу. Для начала, к наиболее ярким сигналам, которые оно подаёт. Хочется спать – прилягте, хочется вздохнуть свежего воздуха – выйдите из дома, есть необходимость подвигаться – не ждите определённого времени. Проанализируйте боль, возникшую в теле. Определите её источник, силу, пути распространения и продолжительность. Только так, без паники, позже можно будет подойти к её регуляции. Первый шаг в программировании тела – отказ от узурпации (диктатуры) его умом. Компетентный наставник в Кунг Фу повторит вам множество раз о необходимости глубоко и свободно дышать, о важности расслабления и снятии телесных блоков и зажимов, об искусстве опустошения сознания. И всё это для того, чтобы вы услышали свою собственную плоть! Как только лёд тронется и тело начнёт доверять уму, а тот, в свою очередь, станет уважать запросы тела, можно приступать к расширению его потенциальных возможностей. Богатый арсенал работы с физическими качествами тела: силой, быстротой, выносливостью, ловкостью… в Кунг Фу должен быть специфичным. Тщательно отобранные методики сконцентрированы на том, что позволяет достигать цели.  Имея представление о модели Воина, Кунг Фу выбирает те характеристики его тела, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе практики и связывает их с необходимыми качествами ума. Тело обладает удивительно большим энергетическим запасом, а Ум способен помочь проявить этот потенциал в действии на уровне, кажущемся обычному человеку магией. То, что видеться подвигом рядовому человеку, для Воина – норма. Это лишь проявление его телесного осознания. Дружба Ума и Тела плодотворна для них обоих. Подружите их и ваше мастерство не будет зависеть от обстоятельств!


Игорь Мессинг
Связь с автором: jooklum@hotmail.com, kungfu@jooklum.ru